Распространенным аргументом в пользу цифровой валюты центрального банка (ЦБЦВ) является то, что она может способствовать расширению доступа к финансовым услугам. Нюансы того, как достичь этой цели и даже что такое "финансовая инклюзия", еще предстоит изучить, говорится в дискуссионном документе Банка Канады. В нем делается вывод о том, что центральные банки столкнутся с целым рядом непривычных и нетрадиционных проблем при создании инклюзивной CBDC.

Выявив "существенные барьеры и описав реалии неравенства, лежащие в основе общепринятой совокупной статистики", авторы работы определили три типа вовлеченности, необходимые для создания общедоступного метода оплаты: финансовая вовлеченность, цифровая вовлеченность и практическая доступность. Частные финансовые институты могут не иметь стимула для удовлетворения потребностей тех, кто не получает достаточного обслуживания. В связи с этим авторы заявили:

"Наш анализ позволяет предположить, что число людей, сталкивающихся с барьерами или отчуждением, гораздо больше, чем предполагалось ранее".

Если не учитывать все три аспекта доступности, то лица, испытывающие трудности в одном из видов инклюзии, могут испытывать те же трудности при внедрении КОБ, утверждают авторы. Например, представители "первых наций" в среднем живут на гораздо большем расстоянии от финансовых учреждений, чем остальные канадцы (25 км против 1,9 км), и их финансовая инклюзивность будет зависеть от цифровой инклюзивности.

Элементы финансовой доступности. Источник: Банк Канады
Элементы финансовой доступности. Источник: Банк Канады

Не последнюю роль играют также финансовая грамотность и простота использования. По мнению авторов, молодежь из числа первых наций, скорее всего, имеет доступ к цифровым технологиям, но менее опытна в их использовании, чем их сверстники, не принадлежащие к коренным народам. Другие канадцы могут не решаться использовать цифровые технологии из-за преувеличенных опасений по поводу безопасности.

В день #NTRD проявите свою поддержку, приняв участие в местных мероприятиях.

Начните свой учебный путь:

https://t.co/EW9h8ipiFK

https://t.co/OP0c25sx8N
#TruthandReconciliation #OrangeShirtDay pic.Twitter.com/rja20HuaS1

- Банк Канады (@bankofcanada) 30 сентября 2023 г.

Когнитивная нагрузка - уровень сложности использования цифровых финансовых технологий - и другие проблемы, связанные с удобством использования, являются потенциальными барьерами доступности, которые, скорее всего, будут расти по мере старения населения. Пожилые люди пользуются смартфонами реже, чем молодые, и менее 60% населения, по оценкам, владеют навыками работы с Интернетом на уровне, который можно оценить как профессиональный или продвинутый, согласно приведенному исследованию. Эта проблема требует "более глубоких исследований в области проектирования когнитивной доступности", считают авторы.

Инвалиды также могут испытывать большие трудности при использовании техники. Инвалиды в Канаде имеют значительно меньший доступ к Интернету, чем остальные канадцы.

Проблема заключается в предоставлении услуг, а не в самой природе CBDC, утверждают авторы. Преодоление этих трудностей потребует от центральных банков решения проблем, которые в противном случае считались бы далекими от сферы их интересов.

В исследовании рассматривались потребности отдельных слоев населения Канады. Предыдущее исследование показало, что у большинства канадцев нет особых причин пользоваться услугами ЦБРК из-за высокого уровня доступности финансовых услуг в стране.

Журнал: Стоит ли давать детям "оранжевые таблетки"? Доводы в пользу детских книг на основе биткойна

Источник