Глобальный ландшафт регулирования криптоактивов разнообразен, и, хотя он становится все более сложным, многие регулирующие органы по-прежнему предпочитают подождать и посмотреть, как это пространство будет развиваться и что будут делать другие. Прямо сейчас все взоры прикованы к Европейскому Союзу и его индивидуальному подходу к регулированию криптоактивов.

В рамках обширного пакета цифрового финансирования, объявленного в сентябре 2020 года, Европейская комиссия (ЕК) выпустила нормативное предложение под названием «Рынки криптоактивов» или MiCA. Предложение сейчас проходит законодательный процесс и является предметом интенсивных дебатов. Этот важный регуляторный шаг был ускорен опасениями по поводу все более фрагментированной национальной нормативной базы для криптоактивов в ЕС.

Другим важным фактором, повлиявшим на контроль со стороны регулирующих органов, стал рост стейблкоинов. Стейблкоины существуют уже несколько лет - с первым стейблкоином, Tether (USDT), датируемым 2014 годом - но они не привлекали особого внимания со стороны регулирующих органов до июня 2019 года, когда был объявлен проект Facebook Libra (который позже был переименован в Diem) . Это стало тревожным сигналом для многих властей, поскольку они осознали, что глобальные стейблкоины могут быстро достичь больших масштабов из-за сильных сетевых эффектов, и что это может иметь системные последствия для финансового сектора.

Криптоактивы под MiCA

ЕС вмешался, чтобы захватить и отрегулировать все криптоактивы, не охваченные существующими финансовыми услугами ЕС, и предложил индивидуальный, всеобъемлющий, обязательный режим для криптоактивов в рамках MiCA. Регламент будет применяться непосредственно во всем ЕС, без необходимости переноса его в национальное законодательство, и заменит все национальные рамки. Он направлен на обеспечение правовой определенности для отрасли и участников рынка и содействие правовой гармонизации.

MiCA устанавливает набор единых руководящих принципов для криптоактивов, которые уже применимы в более широком смысле на финансовых рынках, включая прозрачность и раскрытие информации, авторизацию и надзор, набор операционных, организационных и управленческих мер, защиту потребителей и предотвращение злоупотреблений на рынке.

MiCA предоставляет столь необходимые определения и классификации криптоактивов. Это долгожданное событие, которое может помочь объединить расходящиеся определения и таксономии, используемые в разных европейских юрисдикциях и разными участниками рынка. Чтобы охватить всю вселенную криптоактивов (за исключением криптоактивов, уже охваченных финансовыми положениями), криптоактив определяется в MiCA в очень широком смысле как цифровое представление стоимости или прав, которые могут передаваться и храниться в электронном виде с использованием технологии распределенного реестра или аналогичная технология. Это означает, что любой актив, помещенный в блокчейн, потенциально может подпадать под нормативные требования MiCA независимо от его характера и экономической функции. Мы должны дождаться окончательной версии регламента, чтобы увидеть, будут ли внесены какие-либо исключения из этой широкой сферы применения в переговорный процесс.

Категории криптоактивов в MiCA

MiCA выделяет три нормативные категории криптоактивов:

  • Токены электронных денег, которые используются в качестве средства обмена и нацелены на достижение стабильной стоимости, ссылаясь на стоимость одной фиатной валюты, которая является законным платежным средством, такой как евро или доллар США. Сюда входят стейблкоины, такие как USD Coin (USDC) и Diem с привязкой к одной валюте (Libra 2.0).
  • Токены со ссылками на активы, которые предназначены для поддержания стабильной стоимости за счет ссылки на несколько фиатных валют, которые являются законным платежным средством, один или несколько товаров, один или несколько криптоактивов или комбинацию таких активов. Это будет включать первоначально предложенную и в настоящее время более не используемую версию Libra (Libra 1.0).
  • Наконец, третья категория криптоактивов является универсальной для всех других криптоактивов. Он будет охватывать служебные токены и алгоритмические стейблкоины, но также, возможно, биткойн (BTC) и другие подобные токены.

MiCA предоставляет набор всеобъемлющих нормативных требований для эмитентов, включая различные лицензионные и операционные требования в зависимости от типа задействованных криптоактивов. Эмитенты токенов, привязанных к активам, и токенов электронных денег должны быть авторизованы и учреждены в ЕС.

Это, безусловно, хорошая новость для тех эмитентов, которые уже созданы и работают в ЕС, но создает дополнительную нагрузку на эмитентов за пределами ЕС. Эмитенты токенов, привязанных к активам, будут подчиняться определенным требованиям к капиталу, управлению и ведению бизнеса, а эмитенты токенов электронных денег также должны будут иметь лицензию в качестве кредитного учреждения или учреждения электронных денег и должны будут дополнительно соблюдать операционные требования правовой режим электронных денег. Токены электронных денег должны быть выпущены и погашены по номинальной стоимости, а держателям необходимо будет предъявить прямой иск к эмитенту.

Эмитенты должны будут подготовить технический документ, содержащий важную информацию о проекте, включая его основные характеристики, права и обязанности. Только определенные проекты и предложения с небольшой стоимостью будут освобождены от этого потенциально дорогостоящего требования. Для устранения рисков более крупных проектов (таких как глобальные стейблкоины) MiCA предоставляет дополнительный, более строгий набор правил для «важных» токенов, связанных с активами, и токенов электронных денег. Для таких «значительных» токенов, которые классифицируются как таковые Европейским банковским органом или EBA на основе критериев, перечисленных в MiCA, будут более строгие требования к капиталу, инвесторам и надзорным органам EBA, которые охватывают управление, конфликты интересов, резервные активы, хранение и обязательства белой книги.

Поставщики услуг криптоактивов

MiCA также устанавливает правовую основу для авторизации и условий работы поставщиков услуг криптоактивов или CASP. Любой CASP должен быть юридическим лицом, зарегистрированным в ЕС, и должен быть авторизован для работы. Требования соответствия аналогичны требованиям финансовых положений и включают пруденциальные меры безопасности, организационные требования и особые правила хранения средств клиентов.

Список регулируемых служб криптоактивов также отражает финансовые правила и включает хранение и администрирование криптоактивов, работу торговой платформы, обмен криптоактивов на фиатную валюту и другие криптоактивы, прием, передачу и выполнение заказов, размещение криптоактивов и, наконец, консультирование по криптоактивам.

Заключение

Как и любое нормативное предложение, MiCA проходит через все винтики законодательной машины ЕС. Мы надеемся, что этот процесс поможет отрегулировать положения MiCA, устранить трения, решить любые проблемы и прийти к наиболее оптимальному регулированию, отвечающему потребностям и ожиданиям всех заинтересованных сторон. После вступления в силу MiCA по-прежнему существует 18-месячная задержка в применении правила, за исключением токенов электронных денег и токенов, привязанных к активам, к которым постановление будет применяться немедленно.

MiCA послужит прецедентом для других стран, которым они могут учиться и либо следовать, либо выделяться для получения конкурентного преимущества. Это амбициозный нормативный проект. Калибровка такой всеобъемлющей нормативной базы для управления быстро развивающимися инновациями требует тщательного подхода - достаточно предписывающего, чтобы обеспечить правовую определенность, но достаточно гибкого, чтобы учесть будущие разработки.

Это также требует тщательного баланса между четырьмя основными целями, вокруг которых была разработана MiCA: правовая определенность, поддержка инноваций, защита потребителей и инвесторов и целостность рынка. Ошибки будут иметь последствия для всего ЕС, и их будет сложно исправить, но их исправление станет успехом в масштабах всего ЕС и огромной возможностью для региона.

Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или отражают взгляды и мнения Cointelegraph.

Эта статья предназначена для общих информационных целей и не предназначена и не должна восприниматься как юридическая консультация.

Агата Феррейра - доцент Варшавского технологического университета и приглашенный профессор ряда других академических учреждений. Она изучала право в четырех различных юрисдикциях в рамках систем общего и гражданского права. Агата занималась юридической практикой в ​​финансовом секторе Великобритании более десяти лет в ведущей юридической фирме и в инвестиционном банке. Она является членом группы экспертов Обсерватории и форума по блокчейну ЕС и членом консультативного совета по блокчейну для Европы.

Выраженные мнения принадлежат только автору и не обязательно отражают точку зрения Университета или его филиалов.

Источник