Законодатели и регуляторы по всему миру спешно разрабатывают правила и нормы для стабильных монет, а недавний крах алгоритмической стабильной монеты Terra UST послужил попутным ветром для продвижения повестки дня. На наднациональном уровне Совет по финансовой стабильности (FSB) был вынужден выпустить заявление, в котором предупредил: "Недавние потрясения на рынках криптоактивов подчеркивают важность продолжения текущей работы СФС и международных органов по установлению стандартов для устранения потенциальных рисков финансовой стабильности, связанных с криптоактивами, включая так называемые стабильные монеты".

Некоторые страны продвинулись дальше, чем другие. Парламент Японии уже принял закон, закрепляющий определение стабильных монет, а также устанавливающий стандарты защиты инвесторов. Между тем, Совет Европейского Союза также достиг соглашения по предложению о рынках криптоактивов (MiCA), которое вводит строгие требования к выпуску стабильных монет, включая возможное ограничение, если объемы платежей превысят определенный порог.

Теперь все внимание приковано к Соединенным Штатам, где законопроекты о стабилькоине находятся как в Сенате, так и в Палате представителей. В этой статье мы сосредоточимся на развитии нормативно-правовой базы в Соединенных Штатах и приведем доводы в пользу того, что эмитенты долларовых стейблкоинов в настоящее время не полностью соответствуют предварительным нормативным стандартам. Эмитентам стейблкоинов необходимо продолжать совершенствовать практику, чтобы соответствовать растущим требованиям и стандартам. 

Регулятор штата США берет на себя ответственность

В США штат Нью-Йорк, который ранее заставил Tether, гиганта стабильных монет, предоставить больше информации о своих резервах, уже представил руководство по выпуску стабильных монет. Руководство Департамента финансовых услуг Нью-Йорка (NYDFS) будет напрямую применяться к стабильным монетам, выпущенным Gemini и Paxos, которые являются трастовыми компаниями, регулируемыми NYDFS, в то время как Circle и Tether работают в рамках других структур и не подпадают под юрисдикцию NYDFS. Руководство сосредоточено на трех основных составляющих: (1) обеспечение и возможность погашения, (2) требования к резервам и (3) независимый аудит.

Обеспечение и возможность погашения:  Стаблкоин должен быть полностью обеспечен резервом активов, то есть рыночная стоимость резерва должна быть как минимум равна номинальной стоимости всех находящихся в обращении единиц стаблкоина на конец каждого рабочего дня. Эмитент стейблкоина ("Эмитент") должен принять четкие, заметные правила выкупа, заранее одобренные DFS в письменном виде, которые предоставляют любому законному держателю стейблкоина право своевременно выкупить единицы стейблкоина у Эмитента по номиналу за доллар США. 
Резервные требования:  Активы резерва должны быть отделены от собственных активов организации-эмитента и храниться в депозитарных учреждениях штата или федеральной хартии США и/или у хранителей активов. 
Резерв должен состоять из следующих активов: Казначейские векселя США, приобретенные эмитентом за три месяца или менее до наступления срока их погашения, договоры обратного РЕПО, полностью обеспеченные казначейскими векселями США, казначейскими нотами США и/или казначейскими облигациями США на условиях "овернайт", с учетом утвержденных DFS требований в отношении избыточного обеспечения, и депозитные счета в депозитных учреждениях штата или федеральных депозитных учреждениях США, с учетом утвержденных DFS ограничений. 
Независимые аудиты:  Резерв должен подвергаться проверке утверждений руководства не реже одного раза в месяц независимым сертифицированным бухгалтером ("CPA"), лицензированным в США и применяющим стандарты аттестации Американского института сертифицированных бухгалтеров ("AICPA"). 
Источник: ДПП Нью-Йорка

Законодатели США нацелились

На национальной арене США двухпартийный законопроект сенаторов Синтии Ламмис (Р-Вайоминг) и Кирстен Гиллибранд (Д-Нью-Йорк) закладывает основу для выпуска депозитарными учреждениями "платежных стабильных монет", формально определяемых как "погашаемые по требованию один к одному на инструменты, деноминированные в долларах США". 

В случае принятия закона, платежные стейблкоины должны быть полностью зарезервированы и на 100% обеспечены высококачественными ликвидными активами, а эмитенты должны будут раскрывать информацию об активах ежемесячно (в течение 10 рабочих дней) и подвергаться экспертизе и проверке соответствующими банковскими регуляторами.

Эмитенты депозитарных учреждений столкнутся с индивидуальным подходом надзора, который предусматривает упрощенную систему регулятивного капитала и специальный план возобновления или сворачивания операций в условиях стресса. Важно отметить, что законопроект не исключает эмиссию стейблкоинов недепозитарными учреждениями.

Совсем недавно агентство Bloomberg сообщило, что законопроект о стабильных монетах, проходящий через Палату представителей Конгресса США, также направлен на предотвращение очередной катастрофы Terra UST. Рабочий вариант законопроекта, который может быть представлен и вынесен на голосование до промежуточных выборов в США в ноябре, запрещает "эндогенно обеспеченные стабильные монеты", резервная стоимость которых зависит исключительно от создателя или эмитента стабильной монеты.

Учесть разрыв

Читая между строк текущие усилия штатов и федеральных властей по регулированию стабильных монет в США, можно найти достаточно указаний для формулирования предварительного стандарта регулирования в США. Мы предлагаем здесь анализ пробелов, чтобы пролить свет на то, насколько каждый эмитент стабильных монет близок к выполнению того, что, по-видимому, является формированием американского стандарта: эмитент должен быть полностью зарезервирован - или на 100% обеспечен активами с подтверждением соотношения активов и обязательств сторонними фирмами. 

За исключением Tether, все основные стабильные монеты, представленные в настоящее время на рынке, обеспечены исключительно ценными бумагами Казначейства США или денежными депозитами в регулируемых депозитарных учреждениях. Доля активов Tether в коммерческих бумагах хорошо известна, и компания пообещала сократить ее до нуля, как сообщается в блоге компании. В связи с этим следует отметить, что для Tether было бы лучше представлять отчетность ежемесячно, как это делают другие эмитенты. Более частая и своевременная отчетность также обеспечила бы ясность в отношении коммерческих бумаг, которую искала общественность, без необходимости писать пояснительную статью в блоге. 

Кроме того, компании Paxos и Circle пошли дальше и перечислили индивидуальные идентификаторы CUSIP казначейских ценных бумаг. Однако это не имеет большого веса, так как эти данные, представленные руководством, являются неаудированными и не подлежат проверке третьей стороной.

Более тонким нюансом является различие между аттестацией и комплексным аудитом. Периодическая отчетность полагается на сторонние фирмы для проведения аттестации на предмет того, что утверждения руководства "достоверно изложены". Circle, по-видимому, является единственным эмитентом стейблкоинов, который в настоящее время проводит ежегодный аудит, который они описывают как "задание по проверке точности финансовой отчетности", которое "проверяет точность, полноту и состав резерва и тестирует внутренний контроль над финансовой отчетностью, обеспечивающий точность финансовой отчетности". В интервью Euromoney технический директор Tether также раскрыл планы по проведению будущего аудита.

Что касается возможности погашения, то эмпирические данные свидетельствуют о том, что эмитентам удавалось своевременно погашать облигации, даже в периоды стресса. Это относится и к компании Tether, которая в течение 10 дней столкнулась с оттоком 13% всех активов из-за падения Terra и общего спада на фондовом и криптовалютном рынках.

Эмитент Токен Резервная смесь1 Периодичность отчетности ОтчетностьLag2 Аттестационная фирма Комплексный аудит
Круг USDC 76% Казначейские облигации США
24% Денежные депозиты
Ежемесячно 28 дней Грант Торнтон Ежегодно
Близнецы GUSD Не сообщается3 Ежемесячно 14 дней ТОО "BPM Неизвестно
Паксос USDP 73% Казначейские облигации США4
27% Денежные депозиты
Ежемесячно 28 дней Withum Неизвестно
Паксос BUSD 96% Казначейские облигации США
4% Денежные депозиты
Ежемесячно 28 дней Withum Неизвестно
Tether USDT 44% Казначейские облигации США8% Денежные депозиты
13% Коммунальные бумаги и компакт-диски
Ежеквартально 41 день МХА Кайман Планируется
1На основе отчетности на 6/30/2022
2По данным последней отчетности
3Не удалось найти на публичном веб-сайте Gemini
4Из отчета неаудированного резервного фонда Паксоса

Более высокая планка, которую необходимо преодолеть

После эпического краха Terra UST, алгоритмического стейблкоина, политики по всему миру находятся в состоянии повышенной готовности. Не только отдельные страны, но и международные органы, устанавливающие стандарты, такие как Совет по финансовой стабильности, обратили внимание на потенциальные системные риски, возникающие в связи со стабильными монетами. 

Политики и регуляторы также продвигают эту идею, применяя существующие рекомендации и вводя стабильные монеты в существующие регулятивные периметры. Одним из таких примеров является применение Банком международных расчетов Принципов для инфраструктур финансового рынка (PFMI) к "стабильнокоиновым соглашениям", которые определены как системно важные. БМР описывает PFMI как "международные стандарты для инфраструктур финансового рынка, т.е. платежных систем, центральных депозитариев ценных бумаг, систем расчетов по ценным бумагам, центральных контрагентов и торговых репозитариев". Основанное на принципах руководство, изложенное в PFMI, установит стандарты управления и риск-менеджмента, применимые к соглашениям о стабильных монетах.

Наш окончательный вывод заключается в том, что ни один из нынешних крупных эмитентов долларовых стейблкоинов не отвечает в полной мере ожиданиям регулятора, несмотря на демонстрацию способности и желания улучшить практику. Однако очевидно, что усиление контроля со стороны регуляторов ведет к быстрому росту стандартов, и эмитентам стабильных монет необходимо сохранять бдительность, чтобы не нарушить грядущие правила и не отстать от них.

Источник