Использование искусственного интеллекта (ИИ) в творческих индустриях - явление не совсем новое. Будь то цветокоррекция изображений или очистка вокала, эта технология применяется уже не первый год.

Однако после появления генеративного ИИ-чатбота ChatGPT, сделавшего инструменты ИИ широко доступными для широкой публики, возник ажиотаж вокруг места этой технологии в искусстве. Такие гиганты музыкальной индустрии, как Universal Music Group, активно пытаются управлять контентом, создаваемым искусственным интеллектом.

Совсем недавно Академия звукозаписи (Recording Academy), учреждающая ежегодную музыкальную премию "Грэмми", обновила свои рекомендации по номинациям 66-й премии "Грэмми", включив в них упоминание о музыке, созданной искусственным интеллектом.

Позиция Академии позволяет номинировать на премию музыку с элементами искусственного интеллекта, но номинация, в которой она выдвигается - например, написание песни, - должна быть создана человеком. По словам представителей академии, они не хотят ограничивать инновации, но при этом подчеркивают важность человеческого творчества.

Cointelegraph побеседовал с Харви Мейсоном-младшим, продюсером звукозаписи и нынешним генеральным директором Академии звукозаписи, о будущем музыкальной индустрии с появлением искусственного интеллекта.

Отвечая на вопрос о том, почему Академия начала разрабатывать правила использования искусственного интеллекта в песнях, претендующих на премию "Грэмми", Мейсон сказал, что он и его коллеги быстро поняли, что это будет иметь последствия для процесса подачи заявок.

"Мы должны были понять, что эта технология используется и применяется креативщиками. Будучи организацией, которая отмечает музыку и награждает творческие достижения, мы понимали, что это окажет влияние на то, как мы принимаем такие решения или как оцениваем музыку".

Он привел пример, когда композиция, созданная искусственным интеллектом, может претендовать на композиторскую премию при условии значительного участия или вклада человека, что определяется процессом de minimis, как это определено в своде правил Grammy.

По словам Мейсона, Академия много "изучала и работала" с представителями творческого сообщества, сотрудниками офиса по авторским правам, различными платформами, лейблами и экспертами по правовым вопросам, чтобы определить правомочность AI.

Мейсон в 2020 году. Источник: Cointelegraph
Мейсон в 2020 году. Источник: Cointelegraph

"Это постоянный процесс, и мы не обещаем, что у нас есть ответы на все вопросы, и мы знаем, что еще не до конца разобрались с тем, как это будет происходить", - заявил он. "Учитывая скорость развития технологий, ИИ и генеративного обучения, нам придется следить за этим, поддерживать, обновлять и продолжать двигаться по мере развития технологий".

Журнал: БитКультура: Изобразительное искусство на Солане, AI-музыка, подкаст + обзоры книг

По его словам, правила в том виде, в котором они известны сейчас, не являются "незыблемыми", они будут использоваться при проведении 66-й ежегодной церемонии вручения премии "Грэмми" и будут пересмотрены с учетом того, как артисты и авторы используют эту технологию в следующем году.

Еще в апреле музыкант Граймс публично заявила о своей поддержке музыки с искусственным интеллектом, сказав, что создатели могут даже использовать ее голос, если она будет получать 50% от всех гонораров.

В то время как Граймс поддерживает эту технологию, другие музыканты не согласны с ней. Рэппер Айс Кьюб в одном из интервью назвал искусственный интеллект "демоническим" и заявил, что будет подавать судебные иски против тех, кто использует его образ.

По словам Мейсона, не обязательно выбирать одно или другое, и он считает, что при наличии соответствующих рекомендаций возможен "симбиоз" между искусственным интеллектом и человеческим творчеством.

"Роль Академии всегда заключается в защите творческих и музыкальных сообществ. Мы не говорим, что искусственному интеллекту должно быть позволено делать все, что он захочет, как бы он ни был развернут, - сказал он, - Я говорю о том, что нам нужно найти правила и нормы, которые будут вокруг этого, будь то в рамках нашего музыкального сообщества и нашей творческой экосистемы или даже на федеральном законодательном уровне".

При этом он твердо уверен, что у этой технологии есть своя "роль" в отрасли в будущем.

"Уже слишком поздно пытаться делать вид, что это не так, и блокировать или запрещать ИИ в процессе. Сейчас речь идет скорее о том, как мы будем использовать его в качестве творческого усилителя, а не творческой замены".

Одним из последних примеров этого может служить готовящийся к выпуску альбом группы "Битлз", для записи которого, по словам Пола Маккартни, он использовал искусственный интеллект, чтобы создать "последнюю запись "Битлз". ИИ был использован для воспроизведения голоса его бывшего товарища по группе Джона Леннона.

По словам Мейсона, как продюсер он также уже много лет использует искусственный интеллект для решения таких задач, как частотный анализ, мастеринг плагинов, удаление и очистка вокала:

"Мы говорим о страшной стороне, но есть и захватывающая сторона. Артисты могут придумывать новые вещи, которые, возможно, мы еще не слышали, - песни, жанры или стили создания музыки, которые являются новыми, инновационными и итеративными". Как творцу, искусственный интеллект дает вам много возможностей, много вдохновения и идей, и это, я думаю, очень ценная часть того, что может сделать искусственный интеллект".

Он подчеркнул, что всегда существовал технический прогресс, который помогал творчеству, ускорял процесс и делал его более доступным. Один из примеров: 10-20 лет назад запись вокала и песен на ноутбуке была невозможна, а сейчас артисты могут "сделать полноценный альбом в своей спальне".

"Технологический прогресс заставил людей создавать музыку по-другому, а потребителей - иметь больше материала для поиска. Это еще одно достижение в длинном ряду вещей, которые изменили и повлияли на нашу индустрию для ее создателей с того самого момента, когда кто-то впервые получил технологическое преимущество в создании барабана из бревна с кожей", - сказал он, добавив:

"Я, безусловно, в восторге от такого потенциала, но я оставляю свою полную поддержку и восторг до тех пор, пока мы не выясним, как мы собираемся убедиться, что это справедливо и включает в себя сообщество художников, и убедиться, что они получают надлежащие кредиты, надлежащие выплаты и т.д.".

На вопрос о том, может ли появление и интеграция ИИ в искусство, в частности в музыку, вызвать ренессанс ценностей, созданных исключительно человеческим разумом, он ответил: "Потенциально".

"Посмотрите на синтезаторы или клавишные, которые должны звучать как другие инструменты. Они неплохо справляются с этой задачей, но при этом остается желание услышать игру группы, живого оркестра или настоящую игру на инструментах", - заявил Мейсон и продолжил: "Ничего не имею против синтезированных звуков - они не менее важны и не менее креативны. Это просто разные формы выражения. Я уверен, что и то, и другое будет востребовано".

Однако он отметил, что, хотя может наступить момент, когда люди скажут, что хотят слышать музыку, созданную только человеком, она не всегда может быть различима:

"В случае синтезатора или винила это звуковые различия. Как потребитель, вы можете услышать разницу между настоящим оркестром и синтезатором или винилом с компакт-диска или в потоковом режиме. Когда речь идет об искусственном интеллекте и человеке, разница может быть меньше".

"Я по-прежнему считаю, что искусственный интеллект не сможет создать то, что может создать человек. Есть что-то в человеческом опыте, в эмоциях и душевности, которые исходят от того, что мы делаем и что мы вносим в музыку. Я не думаю, что это можно воспроизвести", - сказал Мейсон.

В заключение он сказал, что индустрия и потребители должны признать, что искусственный интеллект будет играть определенную роль в будущем музыки и общества в целом.

"Но я не теряю надежды, что то, что мы делаем, то, что мы привносим как люди, и тот общий опыт, который мы все имеем, будет продолжать находить отклик у потребителей таким образом, что сделает нас незаменимыми".

Соберите эту статью в качестве NFT, чтобы сохранить этот момент истории и продемонстрировать свою поддержку независимой журналистике в криптопространстве.

Источник