Ethereum, вторая по величине криптовалюта, является родиной смарт-контрактов и децентрализованных приложений (DApps), занимая основную долю общей стоимости, зафиксированной в этом секторе. До создания других конкурирующих платформ доминирование Ethereum на рынке Dapp достигало 90%.
Тем не менее, Ethereum по-прежнему остается бесспорным королем dApps. Несмотря на высокую стоимость, эта платформа по-прежнему является первым выбором для различных приложений, начиная от финансов, бирж и хранения данных и заканчивая играми, неиграбельными токенами (NFT) и управлением. Это показывает, насколько далеко она продвинулась с момента публикации ее whitepaper в 2013 году.
В этой статье освещается хронология основных событий, сделавших Ethereum любимой децентрализованной блокчейн-сетью для разработчиков dApp, и его путь к Proof-of-Stake.
2013: Зарождение Ethereum
Ethereum, как и все остальное, начался с идеи. А идея, которую придумал канадский программист русского происхождения Виталик Бутерин, заключалась в использовании технологии блокчейн для разработки децентрализованных приложений, в отличие от Bitcoin, который был создан строго для финансового использования.
Вводный документ Ethereum был опубликован в конце 2013 года Бутериным, соучредителем журнала Bitcoin. В документе объяснялась концепция новой технологии, ее фундаментальные принципы и возможные варианты использования. Однако проект был запущен лишь два года спустя.
23 января 2014 года Бутерин официально объявил о начале работы экосистемы Ethereum, призвав добровольцев, разработчиков, инвесторов и евангелистов присоединиться к проекту. Программист сообщил, что над созданием платформы он работал вместе с Гэвином Вудом и Джеффри Уилки в качестве основных разработчиков ядра. Среди других членов команды основателей - Энтони Ди Иорио, Джозеф Любин и Чарльз Хоскинсон.
Бутерин также отметил, что целью его команды является предоставление "платформы для децентрализованных приложений - андроид криптовалютного мира, где все усилия могут разделить общий набор API, бездоверительное взаимодействие и никаких компромиссов".
Три месяца спустя Вуд опубликовал "Желтую книгу" проекта, в которой содержалось подробное определение и спецификация экосистемы Ethereum, включая виртуальную машину Ethereum (EVM), вознаграждение майнеров и смарт-контракты. Он также сыграл решающую роль в создании прототипа Ethereum, помогая кодировать первую функциональную реализацию проекта на семи языках программирования.
Краудфандинг 2014 года: Ethereum финансируется за 18 миллионов долларов в BTC
Разработчикам Ethereum требовалось большое финансирование для создания проекта. Поэтому команда решила привлечь капитал от публичных инвесторов через первичное размещение монет (ICO), которое длилось 42 дня, с 20 июля по 2 сентября 2014 года.
В июне 2014 года проект учредил Ethereum Foundation, некоммерческую организацию, расположенную в Швейцарии, для управления юридическими и маркетинговыми усилиями в рамках кампании ICO. Фонд создал для публичной продажи в общей сложности 60 миллионов эфиров (ETH), родной криптовалюты экосистемы Ethereum. Компания продавала 2 000 эфиров за биткоин (BTC) в течение первых двух недель ICO и 1 399 ETH за BTC в течение оставшейся части мероприятия по продаже токенов.
Интересно, что в течение первых 14 дней краудфандинга фонд продал более 50 миллионов токенов, а к концу кампании проект собрал в общей сложности 31 531 BTC на сумму более 18 миллионов долларов. Это сделало краудфандинг Ethereum пятым по успешности ICO в истории криптовалют (на тот момент).
Некоммерческая организация также создала еще 12 миллионов ETH, доведя общее количество добытых эфиров до 72 миллионов. Компания заявила, что дополнительные токены будут использованы для маркетинга и других мероприятий по развитию.
2015: Рождение Ethereum
Примерно через два месяца после краудфандинга ETH DEV организовала первое мероприятие по Ethereum, получившее название DEVCON-0, на котором собрались разработчики Ethereum со всего мира, чтобы обсудить безопасность и масштабируемость протокола.
В апреле 2015 года Фонд запустил свою первую грантовую программу DEVgrant для поддержки лучших проектов в экосистеме Ethereum в преддверии запуска платформы, и эта программа действует до сих пор.
В мае 2015 года команда разработчиков Ethereum выпустила Olympic - тестовую версию сети, в которой основное внимание уделялось четырем областям - активности транзакций, использованию виртуальных машин для выполнения смарт-контрактов, мастерству майнинга и стресс-тестированию. Фонд наградил участников тестирования 2 500 ETH и другими призами в каждой категории этапа тестирования.
Граница
После этапа олимпийского тестирования Ethereum официально заработал 30 июля 2015 года, почти через два года после того, как Бутерин опубликовал whitepaper проекта. Первый публичный релиз проекта, известный как Frontier и предназначенный для разработчиков и технических пользователей, стал важной вехой для команды. Это было рождение новой экосистемы блокчейна для децентрализованных приложений всех видов, хотя впоследствии протокол претерпел ряд модернизаций по мере своего становления.
Как и в Биткойне, в недавно запущенном протоколе используется механизм консенсуса "доказательство работы" (Proof-of-Work, PoW). Ethereum создал свой первый блок (genesis block) через Frontier, и блок содержал 8 893 транзакции эфира на различные кошельки с вознаграждением за блок в размере 5 ETH. Эфир не имел никакой ценности в этот период, поскольку для него еще не было рынка. Инвесторы, участвовавшие в ICO, все еще держали свои токены в HODL.
Ледниковый период Ethereum
Команда разработчиков Ethereum ввела Ледниковый период, а вместе с ним - бомбу сложности 7 сентября 2015 года на блоке 200 000. Это схема регулировки сложности, предназначенная для увеличения сложности добычи в сети после каждых 100 000 блоков, что делает невозможным для майнеров успевать за растущим уровнем сложности. Это привело бы к тому, что сеть со временем замерзла бы, отсюда и название "Ледниковый период".
Эта функция была внедрена для обеспечения консенсуса в экосистеме в отношении будущих обновлений, которые переведут Ethereum в сеть консенсуса на основе доказательства доли (POS).
Усадьба
14 марта 2016 года на блоке 1150000 команда запустила обновление, получившее название "Homestead", почти через год после запуска Frontier. Новый релиз был снабжен графическим интерфейсом, что сделало платформу удобной для нетехнических пользователей.
Форк также расширил платформу предложениями по улучшению Ethereum (EIP), что обеспечило платформе возможность запуска будущих обновлений.
Атака на DAO в 2016 году: 3 600 000 ETH украдены
30 апреля 2016 года в Ethereum на блоке 1428757 была создана децентрализованная анонимная организация (DAO). DAO собрала 150 миллионов долларов эфира от более чем 11 000 инвесторов, но мало кто знал, что успех не будет долгим.
Децентрализованная автономная организация (DAO) похожа на совет директоров компании, за исключением того, что члены DAO анонимны, а их право голоса определяется количеством наделенных токенов.
Спустя всего три месяца после запуска DAO была взломана, поскольку ее разработчик развернул проект без тщательного аудита. Злоумышленник вывел с платформы около 3,6 млн. ETH, которые на тот момент стоили 60 млн. долларов, что привело к спорному форкингу сети Ethereum для возврата украденных активов.
Этот инцидент создал для Ethereum первую реальную экзистенциальную угрозу, поскольку провал DAO имел бы разрушительные последствия для начинающей блокчейн-сети в дополнение к финансовым потерям для инвесторов, поскольку DAO стал одним из крупнейших проектов на Ethereum.
Сообщество Ethereum попыталось провести мягкий форк, чтобы избежать внесения постоянных изменений в блокчейн, но это не сработало. Затем был проведен жесткий форк, и средства были восстановлены и возвращены инвесторам.
Жесткий форк означает постоянное отклонение от последней версии блокчейна, чтобы обновить или осиротить старую цепочку. Жесткие форки обычно совершаются людьми, которые хотят создать новый токен или цепочку, работающую по другим правилам.
Жесткий форк Ethereum после атаки DAO создал новый блокчейн. Оригинальная сеть была переименована в Ethereum Classic, а новая цепочка сохранила название - Ethereum.
Стоит отметить, что впоследствии Ethereum пережил несколько жестких форков. Однако, в отличие от события DAO, ни один из них не привел к спорному расколу цепи, за исключением обновления Beacon Chain в 2022 году, которое перевело Ethereum на механизм консенсуса PoS. Среди других важных обновлений сети - Tangerine Whistle, Spurious Dragon, Byzantium и Constantinople.
2020: Проблемы масштабируемости Ethereum
После того как Ethereum пережил инцидент с DAO, следующим серьезным вызовом стала проблема масштабируемости. Как и Биткойн, блокчейн Ethereum сталкивается с трилеммой блокчейна - понятием, впервые использованным Бутериным при описании основных функций децентрализованной сети блокчейн.
Сооснователь Ethereum заявил, что безопасность, децентрализация и масштабируемость - это три желательных элемента сети блокчейн. Однако блокчейну трудно обеспечить эффективный уровень всех трех характеристик одновременно. Другими словами, он должен поступиться одной из основных характеристик, чтобы оптимизировать две другие.
К концу 2017 года Ethereum стал любимой платформой смарт-контрактов для разработчиков dApp. Кроме того, в том году в сети царила эйфория от бычьего рынка, а блокчейн-игра CryptoKitties привлекла толпы людей в экосистему Ethereum. Это привело к перегрузке сети, транзакции стали дольше подтверждаться, а плата за газ взлетела до небес.
Проблемы масштабирования в Ethereum создали рынок продуктов для внецепочечного масштабирования, таких как Polygon.
Вы можете узнать больше о решениях Layer2 для масштабирования в этой подробной статье.
Бум DeFi в 2020 и 2021 годах не облегчил жизнь Ethereum. Хотя блокчейн продолжал демонстрировать значительные темпы внедрения, рядовые пользователи сталкивались с высокими тарифами на газ, что привело к необходимости поиска более дешевых альтернатив, таких как BNB Chain и Tron.
Чтобы решить проблемы масштабируемости, Ethereum в декабре 2020 года осуществил обновление, ознаменовавшее начало перехода сети от PoW к PoS. Перед внедрением обновления потребовалось внести 16 384 депозита по 32 ставки ETH в адрес контракта.
Proof-of-stake - это механизм консенсуса блокчейна, который проверяет криптовалютные транзакции и создает новые блоки с помощью случайно выбранных валидаторов, в отличие от PoW, который требует от майнеров решения математических головоломок. В PoS валидаторы должны сделать ставку на свои монеты, прежде чем им будет разрешено проверять транзакции в сети.
PoS - это более безопасный и энергоэффективный механизм консенсуса, чем архитектура proof-of-work. По мнению Ethereum Foundation, proof-of-stake также лучше подходит для реализации новых решений по масштабированию, в которых Ethereum нуждается как никогда.
В результате обновления была создана отдельная PoS-цепочка под названием Beacon Chain, которая работала параллельно с Ethereum PoW Mainnet. Затем обе цепи объединятся в единую сеть под названием Ethereum 2.0 или ETH 2.0. Однако Фонд провел ребрендинг нового названия на "Уровень консенсуса", отметив, что Eth2 звучит как новая операционная система, что не соответствует действительности. Ребрендинг также был частью усилий Фонда по предотвращению того, чтобы пользователи не становились жертвами мошенников, таких как обмен ETH на Eth2.
2022: Слияние Ethereum
Команда разработчиков Ethereum выпустила несколько обновлений после запуска Beacon Chain в рамках подготовки к слиянию. Одними из таких обновлений были Altair и Bellatrix.
Точное объяснение, предоставленное Ethereum Foundation, следующее:
"Слияние представляет собой объединение существующего уровня исполнения Ethereum (основной сети, которую мы используем сегодня) с его новым уровнем консенсуса на основе доказательств - Beacon Chain".
Слияние Ethereum было реализовано с помощью обновления под названием "Paris" на блоке 15537393 15 сентября 2022 года. На момент обновления на депозитный контракт было поставлено более 13,4 миллиона монет ETH. Форк ознаменовал переход Ethereum на консенсус PoS спустя почти два года после зарождения Beacon.
Что же случилось с майнерами PoW в Ethereum после слияния? Сеть Ethereum была раздвоена для создания отдельной цепочки (аналогично Ethereum Classic). Эта цепочка называется proof-of-work Ethereum (ETHW), и она позволяет майнерам продолжать проверять блоки, решая сложные математические головоломки за вознаграждение в виде ETH.
Вы можете ознакомиться с нашим полным руководством по Merge здесь.
Будущее: Что будет дальше после слияния?
После успешной реализации Merge следующим крупным обновлением Ethereum станет Sharding - многоэтапное обновление, призванное улучшить масштабируемость и общую емкость протокола. Это решение известно как масштабирование на цепочке.
Шардинг будет работать синергетически с роллапами второго уровня, разбивая всю сеть Ethereum на независимые разделы, называемые шардами, тем самым повышая пропускную способность сети до 1000 раз. Помимо масштабируемости, Sharding привнесет в Ethereum и другие преимущества, такие как более активное участие сети и улучшенная децентрализация.
Ожидается, что модернизация будет полностью реализована примерно в 2024 году или позже. Это означает, что до тех пор Ethereum, скорее всего, будет продолжать зависеть от внецепочечных решений для масштабирования, таких как уровень 2 и сайдчейн.
Источник