Технология блокчейн впервые появилась 30 лет назад как метод обеспечения неизменности цифровых записей, однако она не получила распространения до 2009 года, когда биткойн появился в качестве альтернативы фиатным валютам. Помимо децентрализованных финансовых проектов и конкретных промышленных блокчейн-приложений, отсутствовал целый сектор, в котором блокчейн является «драйвером-убийцей» его трансформации. Тем не менее, есть один сектор, который столкнулся с идеальным штормом для технологии блокчейн, чтобы его преобразовать.

Суть технологии блокчейн заключается в создании доверия между различными объектами, где доверие отсутствует. Ничто не характеризует это лучше, чем сектор судоходства. Сегодняшние глобальные цепочки поставок чрезвычайно сложны с разрозненными и часто конкурирующими участниками рынка. В странах также действуют разные правила и стандарты, что еще больше усложняет ситуацию. Более того, сектор также по-прежнему в значительной степени связан с бумагой, поскольку все еще есть страны, где есть парки специализированных курьеров на мотоциклах, доставляющих документы между отправителями и портами. Хотя эта зависимость от бумаги обходится одному только судоходному сектору в 30 миллиардов долларов, его нежелание реформироваться было вызвано уникальными юридическими, неизменными и практическими качествами, которые только бумага может предложить в формате PDF.

Суэцкий канал стал ранним предупреждением о том, что сектор судоходства не только играет важную роль в мировой торговле, но и что он отчаянно нуждается в преобразовании. Второй предупредительный выстрел - это проблемы с цепочкой поставок, вызванные COVID-19.

Необходимость платформы без попадания в ловушки

Чтобы трансформировать такой обширный и сложный сектор, как сектор судоходства, вам нужна платформа. Платформы предлагают протокол для облегчения обмена данными, создания приложений и многого другого. Некоторые хорошо известные примеры из эпохи Интернета включают Android, Azure и AWS, которые лежат в основе создания новых ценностей. Во многих отношениях это может быть мощной моделью для судоходной отрасли, если она избегает ловушек.

Антимонопольное законодательство и нейтралитет были темой нескольких технологических политик за последнее десятилетие. Учитывая системно важную роль, которую будет играть платформа для сектора судоходства, необходимо доверие. Например, платформа, на которой одна сторона имеет доступ к данным и контролирует их, не только вызовет озабоченность, но и будет контрпродуктивна, поскольку будет удерживать уже конкурирующих участников рынка от ее принятия.

На этом фоне и в ответ в последние годы возникли сети блокчейнов, такие как GSBN. Однако, учитывая сложный характер глобальной торговой экосистемы, сам по себе блокчейн не является панацеей, и сети требуют тщательного проектирования.

Важность модели консорциума

Основная цель применения блокчейна в судоходстве - создать средства для надежного обмена данными между разрозненными и конкурирующими участниками рынка. Предполагаемый результат - цифровая трансформация в устаревшем секторе. Однако для достижения этого требуется централизованная организация, которая будет определять развитие сети и принимать решения для достижения этой цели.

Естественно, компании по-прежнему хотят быть уверенными в том, что у них есть полный контроль над своими данными, и что поставщик сети не будет иметь доступа к этим данным или действительно имеет стимул извлекать из них прибыль. Вот где имеет смысл модель некоммерческого консорциума. Для вовлеченных компаний это дает им уверенность в том, что они полностью контролируют свои данные, развитие сети отвечает интересам отрасли в целом и предлагает более эффективный способ проведения транзакций.

Безопасный обмен данными в среде с множеством нормативных требований

Как можно догадаться, регулирование цепочки поставок и стандарты доставки в одной стране, вероятно, будут отличаться от другой. Несмотря на то, что в настоящее время разрабатывается несколько общих стандартов, нормативно-правовая база неоднородна и сложна. При разработке сети блокчейн здесь не ставится задача изобретать велосипед.

Это не только непрактично, но и контрпродуктивно. Теоретически имеет смысл иметь унифицированные стандарты, но на практике существуют различные исторические, геополитические и практические причины, лежащие в основе статус-кво. Ожидание появления новых стандартов, когда целью является стимулирование цифровой трансформации, будет препятствовать прогрессу.

Вот где полезно облегчить безопасный обмен данными. Другими словами, он позволяет участникам рынка, таким как банки, грузоотправители и судоходные компании, обмениваться данными друг с другом без непреднамеренного обмена конфиденциальной информацией. Таким образом, две стороны могут обмениваться соответствующими данными и проверять информацию, относящуюся к их собственным юрисдикционным требованиям, что позволяет добиться корпоративного управления.

Мульти-вертикальная среда требует взаимодействия

Помимо построения доверия между разными участниками, сети блокчейнов также должны наводить мосты. Сектор судоходства переживает цифровой скачок, стремясь не только к дальнейшему снижению затрат и, таким образом, увеличению прибыльности, но многие игроки делают это, чтобы перейти к бизнес-модели, ориентированной на стоимость. Здесь судоходство взаимосвязано с глобальной цепочкой поставок, от брендов до клиентов, но, что наиболее важно, с финансовыми учреждениями.

Торговое финансирование является источником жизненной силы мировой торговли, но существует рекордно высокий дефицит торгового финансирования в 1,7 триллиона долларов, который оказывает прямое влияние на малые и средние предприятия. Одна из основных причин этого заключается в том, что во всей глобальной цепочке поставок часто не хватает полной информации, отчасти из-за ее одержимости бумагой.

Следовательно, для успеха блокчейн-сети в судоходном секторе она должна иметь межсетевое и межсетевое взаимодействие. Contour, например, представляет собой платформу финансирования торговли на базе цепочки блоков, которая использует корпоративный блокчейн Corda от R3, тогда как GSBN использует структуру Hyperledger. Разделение разрозненности между ними может предоставить надежные, точные и полные данные о цепочке поставок, которые помогут МСП и грузоотправителям.

Укрепление доверия в условиях раздвоения технологий

Глобальное раздвоение технологий также ставит уникальную задачу. Теоретически блокчейн по своей сути способствует доверию между разрозненными сторонами и в разных географических регионах. Однако в мире, где доверие и технологии все более раздваиваются, это не так просто, особенно когда сети должны охватывать США и Китай, крупнейшие страны-экспортеры в мире. Вот почему при разработке сети GSBN было принято стратегическое решение о том, чтобы узлы фабрики как на международной, так и на китайской территориях были соединены в единую корпоративную блокчейн-сеть.

В случае успеха влияние такой сети блокчейнов на сектор судоходства будет далеко идущим. Это может создать новую ценность для МСП, поддержать новые бизнес-модели и способствовать глобальному экономическому росту. Это похоже на то, как облако поддерживало рост современной технологической индустрии. Для этого сетям необходимо установить доверительные отношения и устранить болевые точки, с которыми сталкивается сектор.

Сложный характер глобальной торговли убедительно свидетельствует в пользу применения технологии блокчейн. Однако в сочетании с устаревшей отраслью, которая находится на начальном этапе перехода на цифровые технологии, и развивающейся геополитической и нормативной средой, особенно тщательное рассмотрение должно быть уделено структуре и технологическим характеристикам сети.

Источник