Цифровые валюты центральных банков (ЦБЦБ) стали заметной темой в финансовом мире. Они обещают повышенную стабильность, безопасность, эффективность и снижение уровня коррупции. Центральные банки, Международный валютный фонд, Всемирный экономический форум и Всемирный банк говорят о том, что ЦБДВ - это панацея, способная излечить все недуги нашей финансовой системы.
К сожалению, эти утверждения могут не совпадать с реальностью, поскольку существуют две характеристики КСДЦ, о которых их сторонники не часто упоминают. Во-первых, они предлагают вечный шлейф данных о том, как вы тратите свои деньги. Во-вторых, они подлежат "программированию", что означает, что политические лидеры будут иметь возможность диктовать, разрешать ли вам вообще тратить свои деньги.
След данных
Будучи электронным законным платежным средством, выпускаемым непосредственно центральными банками на ваш цифровой кошелек, CBDC не будут анонимными. Клиенты будут проходить процедуру идентификации, аналогичную той, которую в настоящее время проходят коммерческие банки. В деталях они могут отличаться, но либо коммерческие банки, либо центральный банк, либо оба будут всегда знать, кто владеет фиатной валютой, выпущенной в цифровом виде, как она расходуется или переводится, кому и для каких целей. Вся эта информация будет храниться в центральной цифровой книге, управляемой центральными банками.
Эта система позволит центральным банкам собрать бухгалтерскую книгу, содержащую все финансовые операции каждого гражданина - от колыбели до смерти. Хотя сторонники этой системы могут отвергать ее опасения, правительства могут проявлять интерес к политическим пристрастиям, религиозным убеждениям, психическому здоровью и другим персональным данным граждан. Службы здравоохранения могли бы отслеживать покупки алкоголя и сигарет, а также выбор образа жизни для адаптации страховых взносов. Можно отслеживать даже CO2-отпечатки покупок, чтобы корректировать экологическую политику, существенно нарушая конфиденциальность данных граждан.
Ограничения и возможность программирования
Тот факт, что розничный CBDC является электронной наличностью, хранящейся в центральном банке, в корне меняет наши правовые связи со "своими" деньгами: В случае с физическими деньгами мы всегда являемся собственниками и владельцами монет и купюр в своих карманах. В случае с ЦБРК мы будем только собственниками цифровых денег. Мы никогда не будем держателями этих денег, поскольку они будут храниться в центральном банке на наше имя.
Истеблишмент пытается выдворить меня из Великобритании, закрыв мои банковские счета.
- Nigel Farage (@Nigel_Farage) 29 июня 2023 г.
Мне не было дано никаких объяснений или средств защиты, почему это происходит со мной.
Это серьезное политическое преследование на самом высоком уровне нашей системы.
Если они могут сделать это со мной, то они... pic.Twitter.com/O4xQ1h79ub
Следовательно, мы никогда не будем обладать полной свободой распоряжения этими деньгами, поскольку между нами и нашими средствами всегда будет стоять посредник - центральный банк. Если этот посредник откажется совершать сделки от нашего имени, мы не сможем купить или перевести деньги в мире, где CBDC в конечном итоге заменили физические наличные деньги. Мы больше не сможем достать банкноту из бумажника и передать ее тому, кому захотим.
Одним словом, на каждую операцию с CBDC могут быть наложены ограничения. Такие нарушения могут выражаться в ограничении платежей или лимитов переводов, они могут блокировать отправку денег определенным группам людей или частным лицам, организациям или компаниям.
И наоборот, это может помешать нам получить деньги. Кроме того, можно ограничить цели, на которые мы тратим деньги, например, ввести ограничения на расходы или блокировку платежей на алкоголь, сигареты, а также на топливо, электроэнергию или авиабилеты - по усмотрению государства.
Таким образом, уничтожение инакомыслящих, как это сделал премьер-министр Канады Джастин Трюдо с участниками "Конвоя свободы" в 2022 году, станет гораздо более удобным и эффективным для правительств. Не нужно будет издавать приказы о замораживании корпоративных или индивидуальных счетов в банках или у платежных систем. Вместо этого администрация могла бы одним нажатием кнопки отрезать протестующих от их денежных средств.
Можно даже предположить, что КСОДД могут использоваться для введения комендантского часа или домашнего ареста. Например, по нажатию клавиши и в режиме реального времени CBDC могут быть запрограммированы на работу только с 6 часов утра до 6 часов вечера или только в пределах четырех миль от зарегистрированного домашнего адреса. Таким образом, президент Джо Байден может использовать режим CBDC для предотвращения проведения митинга Дональда Трампа. Или же Трамп может предотвратить проведение митинга Берни Сандерса.
Но на этом "затыкание рта" оппозиции не заканчивается: CBDC также можно запрограммировать таким образом, чтобы они со временем обесценивались. Это может оказаться полезным для чиновников в периоды экономического спада, когда правительства и центральные банки хотят подстегнуть экономику. Само собой разумеется, что при таком сценарии сберегатель остается с коротким концом палки. В дальнейшем правительства могут вводить специальные налоги, принудительно выдавать кредиты или напрямую обращаться к цифровым кошелькам для сбора налогов и вычета штрафов. Безусловно, финансовая автономия в режиме CBDC будет снижаться.
Завеса невежества
Однако наряду с ограничением свобод в области конфиденциальности данных и финансовой автономии не за горами и другая, гораздо более серьезная опасность. Власть имущие могут подорвать демократию, злоупотребляя CBDC для захвата электронной власти. Если те, кто бродит по коридорам власти, получат возможность буквально отключить оппозицию, лишив ее финансирования, то рано или поздно это произойдет. Или, проще говоря: Давать правительствам ЦБД и надеяться, что они не будут ими злоупотреблять, все равно что наливать алкоголику стакан виски и надеяться, что он его не выпьет.
Поэтому, взвешивая все "за" и "против" розничных CBDC, на помощь приходит понятие "завеса неведения". Применительно к рассматриваемому случаю она заставляет задуматься не только о том, будет ли нынешнее правительство склонно злоупотреблять CBDC, но и о том, смогут ли это сделать будущие правительства (за завесой).
Подумайте о худших из возможных правительств и подумайте, будут ли они злоупотреблять своей властью над CBDC. Вы поймете, почему КСДЦ представляют собой непосредственную угрозу свободе - в вашей стране и во всем мире.