Глобальная пандемия стала катализатором перехода к дистанционному общению, вытеснив как личные, так и профессиональные аспекты нашей жизни в цифровую сферу. Естественно, этот переход повлиял на человеческие связи беспрецедентным образом, включая переход к дистанционному образованию, цифровым собраниям, снижение доступности для всех, что заставило нас искать новые способы общения и выполнения привычных функций в повседневной жизни.
Если отбросить негативные моменты, то эти вызовы совпали с интересными инновациями, включая официальное представление метавселенной, бум искусственного интеллекта, развитие виртуальной и дополненной реальности.
Метавселенная, которую мы знаем сегодня, - это не совсем новая концепция, а скорее идея, существовавшая и развивавшаяся с первых дней существования Web2. Создание и развитие цифровой платформы, которая позволила бы революционизировать коммуникацию, было целью многих новаторов на протяжении десятилетий. С ростом интереса к технологиям Web3 мы продолжаем наблюдать рост интереса к иммерсивной, оцифрованной коммуникации по мере того, как мы поворачиваемся лицом к будущему Интернета.
Эволюция метавселенной
Созданная в 2003 году Second Life - это мультимедийная онлайн-платформа, которую многие сейчас называют первой в мире метаверсией. От аналогов ее отличало воплощение в платформе нескольких социальных сетей. Хотя Second Life и добилась определенного успеха, она была ориентирована на игровое сообщество. Несмотря на это, она послужила отличной отправной точкой в то, что мы сегодня называем metaverse, привлекая людей разных возрастных групп и из разных уголков мира.
Second Life показывает, что привлекательность этих иммерсивных технологий существовала уже несколько десятилетий назад и что эти технологии обладают огромным потенциалом для установления значимых связей, расширения социальных взаимодействий, преодоления географических и культурных разрывов. Если технологии Web2 заложили основу для создания глобальной деревни, то метаверсия и другие технологии Web3 стремятся еще больше погрузить нас в это взаимосвязанное общество.
Другим примером эволюции виртуальных миров является компания Decentraland, выпущенная в качестве пробного варианта для демонстрации виртуального владения. Этот поворот в мир Web3 продемонстрировал, что пользователи хотят не только иметь виртуальную личность, но и уникально отличаться от других пользователей, владея цифровыми товарами и землей.
Однако, хотя такие платформы, как Decentraland, позволили интегрировать блокчейн в виртуальную социальную платформу, они не смогли добиться успеха в увеличении своей пользовательской базы. Чтобы избежать подобных результатов, новые и уже существующие компании постоянно ищут новые способы повышения активности на своих платформах, находя при этом баланс между увеличением погружения и снижением доступности.
Повышение степени погружения и доступности
Для дальнейшей интеграции пользователя в метавселенную разработчики стали расширять средства доступа к ее платформам, включая мобильные телефоны, ноутбуки и аппаратные средства нового поколения, в том числе гарнитуры виртуальной реальности.
Технологии дополненной и виртуальной реальности позволяют людям обмениваться впечатлениями, удаленно сотрудничать и общаться в немыслимых ранее формах. Смешанные реальности открывают новые возможности для совместной работы - от интерактивных виртуальных совещаний до совместного использования AR-среды. Эти достижения позволяют повысить производительность труда, стимулировать инновации и устранить барьеры, создаваемые расстоянием.
Исследование "Тенденции развития цифровых медиа в 2023 году", проведенное компанией Deloitte, показало, что представители поколения Z и миллениалы с большей вероятностью примут новое оборудование, включая гарнитуры виртуальной реальности, для получения различных впечатлений, чем представители более старших возрастных групп. По данным того же исследования, около 50% представителей поколений Z и Millennials считают, что онлайновый опыт является полноценной заменой личного общения, а 40% больше общаются через видеоигры, чем в реальном мире.
Благодаря постоянному совершенствованию VR-оборудования, включая ожидаемый Apple Vision Pro, запуск которого намечен на 2024 год, существует большой потенциал для роста производства VR-контента и его более широкого распространения среди различных поколений в ближайшие месяцы.
Объединение вариантов использования технологий в метавселенной позволит привлечь большее количество людей к использованию различных аппаратных и программных средств для общения со сверстниками, уменьшит разрыв между поколениями и поможет улучшить взаимопонимание между разными возрастными группами.
Новые возможности использования виртуальных миров
Развивающийся ландшафт метавселенной предоставляет пользователям возможность перемещаться по виртуальным объектам, таким как художественные галереи, вместе с далекими друзьями и родственниками. Сдвиг в сторону виртуальной доступности преодолевает географические ограничения и расширяет сферу действия некогда эксклюзивных личных встреч. Такая доступность также позволит создать новые источники дохода и монетизации для начинающих художников.
Кроме того, может существенно сократиться возможность встреч с членами семьи, друзьями и коллегами, которые могут страдать от болезней или инвалидности, не позволяющих им покидать свой дом в реальном мире.
Создание более доступной среды через метавселенную обеспечивает рост сострадания, эмпатии и инклюзивности для пользователей в физическом мире.
Еще один отличный вариант использования метаверсии - снижение барьеров в образовании. Хотя многие школы перешли на дистанционное обучение, для многих оно оказалось неудачным. Добавление метавселенной в качестве компонента может еще больше погрузить учащихся и преподавателей в процесс обучения, что позволит добиться более эффективного результата.
Использование метавселенной для расширения различных возможностей доступа к образованию произведет революцию в том, как выглядела и функционировала традиционная система на протяжении всего XXI века. Домашнее обучение, репетиторство и дистанционное образование, возможно, перестанут казаться чем-то далеким.
Искусственный интеллект повышает эффективность работы
Несмотря на то что метавселенная предоставляет широкие возможности для погружения пользователей, очевидно, что сама по себе она не может обеспечить массовое распространение своих впечатлений без необходимых технологий, которые ее формируют. Среди полезных достижений в области технологий - внедрение технологий искусственного интеллекта для улучшения пользовательского опыта.
Искусственный интеллект может быть использован для расширения возможностей человека в виртуальном мире, вплоть до того, что пользователям предлагается возможность ухаживать за домашним животным, созданным искусственным интеллектом. Для бывших и нынешних владельцев домашних животных это может стать возможностью создать воспоминания об увековеченных животных-компаньонах, дополняя опыт ухода за питомцем в реальном мире.
В настоящее время технологии генеративного ИИ продолжают развиваться до тех пор, пока пользователи продолжают предоставлять свои данные и предпочтения. При объединении растущего числа пользователей метавселенной с интегрированными технологиями искусственного интеллекта опыт станет более адаптированным к пользователям, что избавит разработчиков платформы от лишней работы. Таким образом, количество предлагаемых функций увеличится, и при этом они будут предоставляться за более короткое время.
Будущее без границ
Изучая человеческие желания, интеграция ИИ и других технологий, ориентированных на Web3, может привести к развитию метавселенной, чтобы обеспечить ощущения, более точно имитирующие реальный опыт. Эта эволюция включает в себя создание платформы, дополняющей реальные желания пользователей, и развитие интеграции метаверсальных платформ с другими технологиями в нашей повседневной жизни.
Метавселенная обладает огромным потенциалом для позитивного влияния на человеческие связи и общение. Преодолевая физические границы, обеспечивая межкультурное взаимодействие и улучшая совместную работу, эти технологии погружения могут изменить способы связи и взаимодействия.
Использование виртуальной реальности, дополненной реальности и технологий искусственного интеллекта в метавселенной не заменит личного опыта. Напротив, расширяя наш охват и устраняя барьеры расстояния, они приглашают всех нас воспользоваться постоянно расширяющимися возможностями, которые они могут предложить.