В феврале 2022 года Южная Корея, казалось, заняла полюсную позицию, чтобы стать лидером Восточной Азии в развитии метавселенной, которую министерство науки страны определяет как иммерсивный, онлайн, 3D виртуальный мир, позволяющий развивать социальные и экономические отношения через цифровые аватары.

В том же году правительство бывшего президента Мун Чжэ Ина объявило о программе Digital New Deal, предусматривающей выделение 46 миллиардов долларов США на создание цифровой экономики и создание около 1 миллиона новых рабочих мест.

Хотя относительно небольшая часть этой суммы, или 170 миллионов долларов США, была выделена на инвестиции в метаверс, бывший министр информационных и коммуникационных технологий Лим Хесук в то время назвал метаверс "неизведанным цифровым континентом с неограниченным потенциалом".

Одержимая технологиями Южная Корея является одним из крупнейших в мире рынков онлайновых игр. Изображение: Getty Images
Одержимая технологиями Южная Корея является одним из крупнейших в мире рынков онлайновых игр. Изображение: Getty Images

Страна, одержимая технологиями, один из крупнейших в мире рынков онлайновых игр и родина мировых технологических гигантов, таких как Samsung Electronics Co, похоже, действительно видит общую картину. Согласно отчету, опубликованному в январе этого года компанией Research and Markets, стоимость глобальной индустрии метаверса составит 142 миллиарда долларов США на конец этого года и увеличится до более чем 1,5 триллиона долларов США к концу десятилетия.

Консультант по управлению McKinsey & Co. прогнозировал более значительные цифры в прошлогоднем исследовании, в котором экономическое "влияние" метавселенной оценивалось в 5 триллионов долларов США к 2030 году, что примерно равно размеру экономики Японии.

Как бы ни сбылись прогнозы, Южная Корея, похоже, уже на пути к этому, когда в январе этого года столица Сеул запустила "Metaverse Seoul", чтобы предложить то, что она назвала первым в мире метаверсом, предоставляющим общественные услуги на базе города.

Недостатки

Однако метаверсивные инициативы Южной Кореи построены на существующей интернет-магистрали, а не на технологии блокчейн, лежащей в основе криптовалют и нефункционирующих токенов (НФТ).

Эти новые технологии рассматриваются большинством компаний, занимающихся разработкой metaverse, как необходимые для масштабирования этих виртуальных миров в Web3, или предполагаемой следующей эволюции Интернета.

В конце концов, люди не будут использовать метавселенную, если не найдут ее такой же естественной и удобной, как реальная жизнь.

Пак Хё Чжин, Сеульская школа комплексных наук и технологий

Кроме того, во время первоначального всплеска ажиотажа, связанного с метаверсом в Южной Корее, общественность, похоже, не восприняла эту идею: по данным одного из правительственных опросов, опубликованных в апреле, только 4,2% населения воспользовались услугами метаверса в 2022 году.

По мнению Пак Хё Чжина, специалиста по технологии метаверс из Сеульской школы комплексных наук и технологий, южнокорейская модель метаверс имеет фатальный недостаток: отсутствие децентрализованных технологий блокчейн, таких как криптовалюты, НФТ и децентрализованные автономные организации (ДАО).

"Именно технология блокчейн позволяет метавселенной воплотить то, что мы считаем само собой разумеющимся в реальной жизни, например, индивидуальную свободу, личную собственность и участие", - сказала Парк. "В конечном счете, люди не будут пользоваться метавселенной, если не найдут ее такой же естественной и удобной, как реальная жизнь", - добавила она.

Поддержавшие

Если Южная Корея оступилась в гонке метаверса в Азии - потенциально открывая дорогу Китаю и Японии, - у нее все еще есть несколько тяжеловесных сторонников в лице технологических гигантов страны, таких как Samsung, LG Electronics, SK Innovation и Hyundai Mobis.

За ними последовали звезды индустрии K-pop, а местные органы власти, как, например, в Сеуле, начали изучать возможности использования технологий metaverse для предоставления государственных услуг через виртуальные каналы.

Однако, как отмечает Парк, участие некоторых крупнейших имен страны не смогло завоевать одобрение широкой общественности, которую, возможно, и привлекли первые фанфары знаменитостей, но она в основном держалась в стороне от разработанных на местном уровне метавселенских платформ.

Если я могу сравнить это с недвижимостью, то нынешние метаверсии - это дома моделей

Но Ки Тхэ, генеральный директор местного метаверсивного стартапа Fitfuns

В то время как национальные СМИ наперебой сообщали, что метаверс - это раздутая "шумиха", флагманская платформа Metaverse Seoul также подверглась критике за недостаток полезности и содержания. В апреле ее посетили 8 212 человек, в то время как население Сеула составляет более 9,4 миллиона человек.

Но Ки Тхэ, исполнительный директор местного метаверсивного стартапа Fitfuns, который специализируется на создании платформ для финансового сектора, также видит много шумихи вокруг отрасли.

"Правительство сделало много инвестиций [в метавселенную]", - сказал Но, чья компания разработала метавселенную южнокорейского банка Shinhan Bank под названием Shinamon.

"Как я понимаю, они [правительство] не инвестировали в какую-то отрасль, которую они понимают и хотят развивать, а просто решили, что это будет хорошим ключевым словом и вокруг этого много шумихи", - сказал он, добавив, что в результате компании добавляют слово "metaverse" в бизнес-планы, чтобы получить финансирование.

В других местах метаверсия Zepeto, созданная южнокорейским интернет-гигантом Naver, претендует на звание крупнейшей метаверсионной платформы в Азии, ежемесячная активность пользователей которой достигнет 20 миллионов в 2022 году, а поддержку ей оказывают такие знаменитости, как Blackpink, и такие бренды, как Gucci и Nike.

Изображение: Инстаграм-аккаунт Blackpink
Изображение: Инстаграм-аккаунт Blackpink

Однако компания заявила, что 95% ее пользователей находятся за пределами Южной Кореи, что говорит о том, что местным жителям еще предстоит принять участие в проекте.

Нох из Fitfuns говорит, что в метавселенной Zepeto есть настоящие банки, круглосуточные магазины и городской офис Сеула, но вы не можете заниматься административной работой в городском офисе, не можете отправлять деньги на свои счета, не можете даже купить пакет чипсов для своего настоящего "я" в круглосуточных магазинах.

"Если сравнивать с недвижимостью, то нынешние метаверсии - это образцовые дома", - сказал он.

Ключ Web3

Специалист по Metaverse Парк снова подчеркнул, что для того, чтобы южнокорейские проекты взлетели, им необходимо принять Web3, или следующую фазу интернета, построенную на децентрализованных технологиях блокчейн и НФТ.

Парк снова утверждает, что поколение цифровых граждан Web3 сосредоточено на вопросах собственности, причем право на участие в управлении конкретной организацией становится ключевым требованием для участия в метавселенной.

Эта модель отвергает так называемые модели "Веб 2.0", основанные на управлении сверху вниз, как, например, в Мета, бывшем Facebook, основанном и возглавляемом Марком Цукербергом. Эти модели подвергаются критике за то, что они берут на себя право собственности на цифровую собственность и деятельность пользователей.

Президент США Дональд Трамп был изгнан из Твиттера в январе 2021 года. Изображение: Getty Images
Президент США Дональд Трамп был изгнан из Твиттера в январе 2021 года. Изображение: Getty Images

В качестве примера принятия решений сверху вниз в мире Web 2.0 Парк привел исключение бывшего президента США Дональда Трампа из социальной медиа-платформы Twitter в январе 2021 года.

"Когда Дональда Трампа выгнали из Твиттера, кто на самом деле принял это решение? Мне лично не нравится Трамп, но почему одна небольшая группа людей принимает решение за всех в Twitter?" сказал Парк.

С помощью децентрализованных технологий блокчейн, таких как криптовалюты, НФТ и ДАО, по мнению Парка, пользователи метавселенной могут заявить о своих правах на цифровую собственность и коллективно установить, как управляется их часть метавселенной.

Может ли это произойти?

В ожидании развития метавселенной на основе блокчейна Южная Корея сталкивается с рядом нормативных препятствий.

Местные законодатели все еще обсуждают, следует ли классифицировать метаверс как разновидность онлайн-игр. Отнесение к категории игр будет иметь негативные последствия, поскольку в стране действуют строгие правила в отношении видеоигр - включая прямой запрет на игры, основанные на технологии блокчейн.

"Некоторые утверждают, что следует применять законы игровой индустрии, но метавселенная сама по себе является виртуальным "обществом" и не должна рассматриваться как игра для того, чтобы контролировать или разрешать ее, сказал Ли Ю-бин, главный исполнительный директор компании Udaum, которая называет себя компанией, призванной сделать образование более приятным с помощью технологии метавселенной.

"Пользователи присоединятся к метавселенной, когда будут установлены правила, и это будет безопасно, весело и интерактивно", - сказал Ли, добавив, что его компания разрабатывает образовательный контент и платформы с использованием технологии дополненной реальности.

Многочисленные предложения по продвижению и регулированию индустрии metaverse ожидают решения Национальной Ассамблеи, законодательного органа страны. Изображение: Getty Images
Многочисленные предложения по продвижению и регулированию индустрии metaverse ожидают решения Национальной Ассамблеи, законодательного органа страны. Изображение: Getty Images

Этика и поведение в метаверсе - еще один вопрос, с которым сталкиваются все разработчики, а также в Южной Корее. На существующих местных платформах было зафиксировано несколько случаев сексуального насилия в метавселенной в отношении несовершеннолетних. В стране разработана политика по этическим принципам для метавселенных.

Многочисленные предложения по продвижению и регулированию индустрии metaverse ожидают решения Национальной Ассамблеи, законодательного органа страны. Но прогресс идет медленно, и ни один из предложенных законопроектов не дошел до стадии обсуждения на пленарном заседании в прошлом месяце.

Однако есть определенный оптимизм в том, что прогресс может ускориться сейчас, когда региональные экономические соперники Китай и Япония обращают свое внимание на метавселенские проекты.

Тем не менее, Нох из Fitfuns говорит, что предстоит еще много работы.

"Чтобы метавселенная развивалась, платформы должны соединиться со многими компаниями, которые находятся вне сети, и создать виртуальную экономическую систему, которая действительно работает", - сказал он.

"Должна быть какая-то средняя сеть для всех, что-то прозрачное и децентрализованное, и это блокчейн. Так что блокчейн и метавселенная должны идти рука об руку".

Парк из Сеульской школы комплексных наук и технологий сохраняет оптимизм.

"Метавселенная - это часть неизбежной волны перемен под названием Web3. Все дело в том, как люди могут жить более продуктивно, прозрачно, свободно и демократично в цифровом мире".

Источник