Регулирование криптовалют, соответствие и правоприменение стали темами дня в 2022 году. 

После краха Terra-LUNA, Three Arrows Capital, многих криптовалютных кредитных платформ, а теперь и впечатляющей кончины FTX и, похоже, катастрофического мошенничества ее основателя Сэма Бэнкмана-Фрида, импульс к усилению государственного надзора за криптовалютами стал как никогда сильным. Что касается правоприменения, то в случае с криптовалютным миксером Tornado Cash были применены беспрецедентные санкции к адресам смарт-контрактов.

В то же время многие юрисдикции добиваются огромного прогресса в создании нормативно-правовой базы. Совет Европейского союза достиг соглашения по предложению о рынках криптоактивов (MiCA). Как и MiCA, законопроект Ламмиса-Гиллибранда в США описывает комплексную структуру, которая включает в себя ключевые элементы, в том числе надзор за централизованными поставщиками услуг, защиту потребителей и стабильные монеты.

В то время как проект регулирования стейблкоинов начал формироваться, регулирование более широкой экосистемы децентрализованных финансов (DeFi) все еще находится в зачаточном состоянии. Регулирование DeFi в основном не входит в сферу действия как европейских, так и американских систем. Как пояснил заместитель управляющего Центрального банка Франции, "регулирование MiCA - это не самоцель, а скорее начало процесса".

Учитывая текущую позицию и направление деятельности ведущих мировых центральных банкиров и политиков, отрасль должна играть более активную роль в формировании будущего регулирования DeFi. Отбиваться от регулирования больше нецелесообразно; вместо этого отрасли необходимо быть более прагматичной, чтобы предотвратить опасность чрезмерного регулирования.

Где мы сейчас находимся?

Центральные банкиры признают потенциал технологии блокчейн для улучшения финансовой системы, однако они глубоко обеспокоены последствиями системного риска и уровнем рискованности для рядовых потребителей. Эти опасения, наряду с прежним негативным восприятием, еще больше усилились после краха FTX и нанесенного им ущерба потребителям. 

Регуляторы все еще формулируют план игры для DeFi; фокусируясь на гибкой структуре и забрасывая широкую сеть для удовлетворения быстрого технологического прогресса. Они планируют быть готовыми к блокчейну и не только. Кроме того, большое внимание уделяется таким ключевым параметрам, как прозрачность, управление и подотчетность.

Промышленность должна занять проактивную позицию и играть более активную роль в формировании результатов. Больше нецелесообразно пытаться сдерживать регулирование, вместо этого отрасли необходимо больше сотрудничать. Это жизненно важно для предотвращения очевидных опасностей чрезмерного регулирования, которое может стать слишком субъективным и слишком зависимым от суждений.

Что на самом деле чувствуют регуляторы? 

Во вступительном слове на недавнем круглом столе, организованном Центральным банком Франции, комиссар Евросоюза Мейред Макгиннесс назвала токенизацию (и криптовалюты в целом) Диким Западом и предупредила, что "эти беззаконные дни подходят к концу". Эти сильные слова и характеристика задают зловещий тон для будущего регулирования DeFi.

Председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл также высказался в критическом тоне, предупредив: "В экосистеме DeFi существуют очень серьезные структурные проблемы, связанные с отсутствием прозрачности". Комментарий Пауэлла быстро вызвал гнев участников отрасли, которые быстро превозносят транзакционную прозрачность блокчейна. Однако вполне вероятно, что Пауэлл имеет в виду непрозрачность DeFi-связанную с идентификацией личности, юридическим лицом, управлением, рисками эксплуатации и проблемами отмывания денег.

Эти точки зрения отражают настроения в сфере регулирования в ЕС и США, где каждое соответствующее правительство проводит свою собственную национальную политику, но также организуется через наднациональные органы по установлению стандартов, такие как Совет по финансовой стабильности (FSB). 

Как ключевые факторы влияния, неудивительно, что европейская и американская точки зрения нашли отклик в политике СФС, например, в недавно опубликованном консультативном документе по международному регулированию криптоактивов. Документ повторяет взгляды Пауэлла на прозрачность, обвиняя децентрализованные технологии в непрозрачности и отсутствии подотчетности. 

Почему регулирование DeFi так сложно?

Центральные банкиры не наивны в отношении сложности и трудности регулирования DeFi и знают о трудностях, присущих нетрадиционным структурам юридических лиц, децентрализованному управлению и анонимности лиц "во главе".

Рави Менон, управляющий директор Денежно-кредитного управления Сингапура, отметил, что "возложить ответственность за управление и риск-менеджмент на (правильных) игроков в мире DeFi чрезвычайно сложно". Затем Менон сделал сильное заявление о том, что существование DeFi без надлежащего регулирования, применяемого к надлежащим лицам, будет затруднено, назвав это "остановкой игры".

Консультативный документ СФС пытается предложить руководство, призывая регулирующие органы "установить способы идентификации тех, кто осуществляет эффективный контроль над протоколом или предоставляет доступ к протоколу, и заставить их нести ответственность в рамках существующего или будущего регулирования". Однако эти предложения сложны на практике и могут свидетельствовать о некотором уровне наивности в отношении практической реализации регулирования DeFi.

Как отрасль справляется с давлением со стороны регулирующих органов?

Желание центральных властей контролировать и регулировать DeFi диаметрально противоположно децентрализованной и псевдонимной природе DeFi. 

Возможно, основатель индустрии, который наиболее четко предвидел этот конфликт, не кто иной, как Андре Кронье, ключевой фигурант протокола yearn.finance (YFI) и один из самых влиятельных разработчиков в мире DeFi. 

В интервью Delphi Digital Кронье затронул вопрос о подотчетности, заявив: "На кого нацелены [регуляторы]? Это основатели, разработчики, ведущие роли в сообществе, в конечном итоге это будут члены DAO с мультисигмой". 

Его прозорливый комментарий прозвучал за несколько месяцев до таких недавних событий, как арест разработчика Tornado Cash Алексея Перцева и предъявление Комиссией по торговле товарными фьючерсами (CFTC) обвинения децентрализованной автономной организации (DAO) в незаконной торговле цифровыми активами.

Другие основатели отрасли также горячо обсуждали тему регулирования, в частности, Сэм Банкман-Фрид предложил саморегулируемые стандарты, а Эрик Вурхис резко отреагировал и раскритиковал эти предложения. Банкман-Фрид также лоббировал законопроект DCCPA, который многие считают антиконкурентным в интересах FTX и потенциально вредным для DeFi.

Дискуссия показывает два полюса DeFi, которые могут появиться: один - полностью совместимый и регулируемый DeFi, другой - безразрешительный DeFi вне досягаемости центральных властей. Плюс этого сценария в том, что они не являются взаимоисключающими и могут сосуществовать и процветать. Пользователи в конечном итоге решат, где играть, каждый под влиянием своей национальной юрисдикции.

Как регулирующие органы могут подойти к регулированию DeFi?

Пока слишком рано рассуждать о том, как может выглядеть нормативная база DeFi, но из обсуждений и комментариев ведущих центральных банков мира можно многое почерпнуть.

Пауэлл, председатель ФРС США, изложил основополагающий принцип нейтрального подхода к технологиям, который позволяет рассматривать присущие риски и действия независимо от того, где они находятся, в блокчейне или ином месте. Он заявляет: "Некоторые из этих видов криптодеятельности напоминают традиционную финансовую деятельность, и они нуждаются в "одинаковых рисках, одинаковом регулировании", где бы они ни осуществлялись". 

СФС повторяет аналогичный принцип в своем консультативном документе, выступая за нормативно-правовую базу, которая "нейтральна к технологиям и сосредоточена на основной деятельности и рисках". Фактически, концепция "тот же риск, то же регулирование" восходит к речи министра финансов США Джанет Йеллен в апреле 2022 года, вскоре после того, как президент Джо Байден подписал исторический указ о цифровых активах. 

Похоже, что регулирующие органы планируют широко раскинуть сеть, чтобы охватить все виды финансовой деятельности под зонтиком регулирования независимо от того, где они осуществляются. Помимо блокчейна, могут быть и более широкие последствия для финтех-компаний, предлагающих финансовые услуги, которые могут внезапно оказаться в периметре регулирования.

Одной из самых больших проблем для регулирующих органов будет примирение диссонанса между принципами прозрачности, подотчетности и надежного управления и децентрализованным и псевдонимным характером многих систем DeFi, некоторые из которых управляются через DAO без четких границ ответственности перед каким-либо конкретным лицом (лицами). 

Заключение

Криптовалюты, включая стейблкоины и DeFi, обладают огромным потенциалом для создания параллельной вселенной финансовых услуг, неподконтрольной традиционным органам власти, таким как центральные банки и регулирующие агентства. Несомненно, криптовалюты сейчас находятся под пристальным вниманием этих учреждений, а также правительств по всему миру. 

Технология блокчейн помогла расширить доступ к финансовым услугам и по-новому определить их значение. Следовательно, периметр регулирования финансовых услуг и деятельности также должен быть расширен и переопределен. 

Существует очевидная опасность того, что регулирование может стать чрезмерно субъективным и слишком сильно зависеть от суждений. В будущем надзору необходимо будет отойти от регулирования на основе субъектов и перейти к регулированию на основе рисков и деятельности. Будь то физическое лицо, корпорация или DAO, намерение оказываемых услуг будет определяющим фактором того, находятся ли они внутри или вне периметра регулирования.

Криптоиндустрии будет полезно занять активную позицию и использовать все пути и возможности для формирования результатов регулирования DeFi. Индустрия также может выиграть, если примет настроение, выраженное соучредителем Ethereum Виталиком Бутериным, который заявил: "Люди в криптосообществе должны упреждать более враждебные ситуации, я очень надеюсь, что мы сможем вести более совместные разговоры между регуляторами и индустрией".

Источник