28 июня Европейский Совет и Парламент достигли политического консенсуса по Закону о данных, что приближает принятие закона о неперсональных данных к завершению.
Тьерри Бретон, комиссар Европейского союза по внутреннему рынку, в своем сообщении на сайте X назвал это соглашение "вехой в перестройке цифрового пространства".
Еще одна сделка!
- Тьерри Бретон (@ThierryBreton) 27 июня 2023 г.
⁰Сегодняшнее соглашение по #DataAct является важной вехой в перестройке цифрового пространства.
Благодаря оперативной работе ЕП @delcastillop и председательства в Совете мы находимся на пути к процветающей экономике данных, инновационной и открытой - на наших условиях. pic.Twitter.com/vTWUU8xTx9
Закон о данных дополняет принятый в ноябре 2020 года Закон об управлении данными, уточняя, кто и при каких условиях может создавать ценность из данных. Он вытекает из Европейской стратегии в области данных, объявленной в феврале 2020 г., которая также направлена на то, чтобы позиционировать ЕС в качестве лидера в области регулирования в эпоху общества, управляемого данными.
Закон о данных является частью широкой стратегии Европейской комиссии в области данных, направленной на превращение Европы в мирового лидера в области экономики, основанной на данных. Проще говоря, Закон о данных предлагает новые правила доступа и использования данных, генерируемых в ЕС во всех секторах экономики.
Для того чтобы Закон о данных стал законом, он должен быть одобрен голосованием Европейского парламента и Совета, которые представляют 27 стран-членов блока. И вновь, как и в случае с регулированием рынков криптоактивов (MiCA), криптовалютный сектор сталкивается с серьезной проблемой. Проблема, поднятая новым законом ЕС о данных, может навсегда изменить использование смарт-контрактов в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) - и не в лучшую сторону.
"Выключатель" смарт-контрактов
Блокчейн-сообщество в основном обеспокоено одним положением Закона о данных, а именно тем, что соглашения об автоматическом обмене данными содержат "выключатель", с помощью которого они могут быть расторгнуты или остановлены в случае нарушения безопасности.
Многие эксперты в области блокчейна считают, что нынешнее определение смарт-контрактов в Законе о данных является широким, и опасаются, что оно может привести к нежелательным последствиям для существующих смарт-контрактов на публичных блокчейнах. Например, в тексте готовящегося закона нет различия между просто цифровыми контрактами и смарт-контрактами, использующими технологию распределенных реестров.
Но, прежде всего, Закон о данных якобы не дает четких сведений об условиях, при которых должно происходить безопасное прекращение или прерывание, и трудно с большей степенью уверенности предсказать возможные исходы. Архитектура смарт-контрактов часто не допускает возможности прекращения или прерывания, поскольку технология блокчейн славится своей неизменяемостью и необратимостью.
Последние: Криптовалютные P2p-мошенничества в Индии свидетельствуют о необходимости просвещения в области цифровых активов
В Законе о данных также не сказано, что именно представляет собой "соглашение о совместном использовании данных", и не поясняется, соблюдаются ли подобные соглашения в смарт-контрактах, которые в настоящее время повсеместно используются в приложениях Web3.
"По своей природе большинство смарт-контрактов не предусматривают функции прекращения или прерывания и часто не подлежат модернизации, что обеспечивает более высокий уровень защиты от злоупотреблений", - заявила Cointelegraph Марина Маркежич, исполнительный директор и соучредитель European Crypto Initiative.
"Тот факт, что смарт-контракты не обладают такими свойствами, ставит их использование и развитие под угрозу. Они могут быть восприняты как несоответствующие нормативным требованиям".
"Проблема заключается в том, что если сфера действия статьи 30 будет расширена за пределы применения смарт-контрактов в этом узком контексте и в публичных сетях без разрешения. Соответствие таким протоколам становится не только проблематичным, но и практически невозможным", - сказал он.
По мнению Володера, еще одна проблема заключается в том, не распространятся ли эти правила на децентрализованные финансы (DeFi). "Поскольку у нас нет регламента DeFi, на этот вопрос нужно будет ответить в течение следующих 18 месяцев, пока ЕК будет готовить свою позицию по DeFi".
Кроме того, в "выключателях" могут возникать ошибки из-за человеческих ошибок и в целом в смарт-контрактах, "поскольку они являются жесткими, ограниченными информационными средами". Такая жесткость, плюс автоматическая функция, вызывающая определенный результат по строгим правилам, может привести к таким проблемам, как блокировка активов, отключение протоколов или даже потеря средств и важных данных, считает Володер.
Много неопределенности
В Законе о данных есть правила для продавцов приложений, использующих смарт-контракты, или для людей, чья деятельность связана с развертыванием смарт-контрактов.
По мнению Маркежича, закон о данных может заставить таких поставщиков и внедренцев быть более осторожными и рассмотреть вопрос о том, содержат ли их смарт-контракты какое-либо соглашение о совместном использовании данных. Приложениям, возможно, придется изменить принципы работы, чтобы соответствовать этим правилам, если их смарт-контракты содержат соглашение об обмене данными.
Но прежде необходимо понять, кто именно должен следовать этим правилам, сказал Маркежич:
Эрвин Володер, руководитель отдела политики Европейской ассоциации блокчейна, сообщил Cointelegraph, что статья 30 Закона о данных применяется, когда стороны договариваются об обмене данными с помощью смарт-контракта, и этот контракт следует правилам. Все должно быть в порядке, если он предназначен только для этой ситуации, особенно при использовании в контролируемой сети, где можно использовать защитный ограничитель Закона о данных.
"Нацелено ли вообще это регулирование на платформы и протоколы DeFi? [...] Необходимо уточнить, при каких обстоятельствах осуществляется "контроль доступа", что, кто, почему и как запускает меру "безопасное завершение или прерывание" и как протоколы предотвращают дальнейшее злоупотребление этим".
Маркежич отметил, что в прошлом некоторые изменения и прекращения действия протоколов осуществлялись на протокольном уровне как часть общих механизмов управления.
Выключатель на уровне смарт-контракта может объединить проекты и отдельных людей в "единую точку отказа, предписанную регуляторами".
Поэтому очень важно, чтобы регулирующие органы уточнили, кто имеет право использовать этот выключатель.
Реакция криптовалютного сообщества по всему миру
Криптосообщество уже предложило несколько альтернативных решений для внесения большей юридической ясности в смарт-контракты.
В апреле 2023 г. компания Polygon уже писала открытое письмо с предложениями по улучшению статьи 30, в котором говорилось, что законодатели могли бы применять эти правила только к предприятиям, исключая программное обеспечение и разработчиков, и четко указать, что смарт-контракты сами по себе не являются "соглашениями".
Совсем недавно Европейская криптоинициатива и многочисленные организации, такие как Stellar, Iota, Polygon, Near, Coinbase, Cardano и ConsenSys, подписали открытое письмо, в котором выразили свою обеспокоенность по поводу Закона о данных и призвали законодателей пересмотреть и уточнить некоторые аспекты.
Мы призвали законодателей пересмотреть и уточнить некоторые аспекты #DataAct в нашем Открытом письме, написанном совместно с другими 5 организациями и 55 подписантами ✉️https://t.co/37IrdSsFXC.
- Европейская криптоинициатива (@EuCInitiative) 8 августа 2023 г.
Они утверждали, что Закон о данных может вступить в противоречие с недавно согласованным регламентом MiCA. Регламент MiCA, который вступит в силу в 2024 году, предусматривает выдачу лицензий криптовалютным биржам и провайдерам кошельков для работы на территории ЕС.
Они также утверждают, что европейские законодатели намеренно обошли стороной более сложный вопрос о децентрализованном финансовом регулировании - вопрос, к которому Комиссии придется вернуться в ближайшие годы.
Больше вреда, чем пользы?
Триалог по Закону о данных завершен, и это означает, что его текст достиг окончательной редакции и, скорее всего, будет принят в нынешнем виде.
По мнению Маркежич, новый закон может повлиять на европейскую криптоиндустрию и предприятия, которые хотят работать в ЕС, отметив, что в Законе о данных нет четких деталей о том, к каким случаям использования применяются новые правила, и поэтому вся отрасль не знает, чего ожидать. И это лишь первый шаг в направлении регулирования смарт-контрактов, создающий прецедент для последующих действий, отметила она.
Журнал: Нужно ли запретить выплаты по выкупам? Идея привлекательная, но опасная
Следующим важным шагом для сообщества является тесное сотрудничество с европейскими группами по стандартизации. Эти группы отвечают за создание стандартов, которым должны следовать поставщики и разработчики смарт-контрактов при заключении соглашений об обмене данными, особенно с учетом того, что эти поставщики должны будут убедиться в том, что их смарт-контракты в целом соответствуют положениям статьи 30.
По мнению Володера, если закон о данных будет распространен на сети общего пользования, то в худшем случае это может означать выход компаний из ЕС, а "в лучшем случае - вписывание смарт-контрактов в узкую траекторию развития".
"Результатом станет бегство капитала, подавление инноваций и замирание блокчейн-индустрии в Европе. В то время, когда Европа находится в авангарде регулятивной верхушки, такой исход был бы крайне неудачным".Источник