11 марта президент США Джо Байден издал указ, в котором призвал Федеральную резервную систему продолжить исследование перспективной цифровой валюты центрального банка США, или CBDC.
В приказе подчеркивается, что в ноябре рыночная капитализация цифровых активов превысила 3 триллиона долларов США, причем биткоин (BTC) составил более половины общей стоимости всех криптовалют и достиг пика в 60 000 долларов США - по сравнению с 14 миллиардами долларов США пятью годами ранее. Для сравнения, денежная масса США (M1) в том же месяце составляла $20,345 трлн.
Стивен Линч, член Конгресса, возглавляющий Целевую группу по финансовым технологиям, 28 марта представил Закон об электронной валюте и безопасном оборудовании, который разработает "электронную версию доллара США для использования американской общественностью". Как этот проект вписывается в существующие в США рамки CBDC?
Является ли электронная наличность Lynch`s CBDC или нет?
Любопытно, что специалисты, которым было поручено разработать концепцию, утверждают, что это не настоящий CBDC, поскольку он будет выпущен Казначейством США, а не Федеральной резервной системой США, системой центральных банков.
Рохан Грей, доцент юридического факультета университета Уилламетт, который помогал в разработке законопроекта Линча, сказал в интервью, что ФРС не имеет законодательных полномочий для создания CBDC или возможностей для ведения розничных счетов, которые потребовались бы для этого. Вместо этого он описал цифровой доллар как нечто, воспроизводящее конфиденциальность, анонимность и транзакционную свободу, отражающие свойства физических наличных денег.
Он отметил, что она не будет использовать ни централизованную бухгалтерскую книгу (как большинство предложенных CBDC), ни распределенную бухгалтерскую книгу (как криптовалюты) и будет поддерживать свою безопасность и целостность с помощью аппаратного обеспечения. По словам Грея, кроме того, наделение ФРС полномочиями вести электронное наблюдение за цифровой валютой не является хорошей идеей из-за возможности нарушения неприкосновенности частной жизни пользователей. Он позиционирует электронные деньги как третью альтернативу, помимо CBDC, основанных на счетах, и криптовалют, которая решает проблемы, связанные с конфиденциальностью и надзором.
Разве интернет-банкинга недостаточно?
Прошлым летом критик криптовалют сенатор Элизабет Уоррен утверждала, что нет необходимости в цифровых деньгах, поскольку американские деньги уже доступны в цифровом виде. Предложение Линча отражает другую точку зрения в Демократической партии. Что его привлекает?
В Европе, Китае и других частях света принято переводить деньги через онлайн-приложения или с помощью дебетовых карт. В США такие способы существуют, но они дополняют старую "унаследованную" систему бумажных чеков. Хотя за последние 20 лет использование бумажных чеков частными лицами значительно сократилось, правительство США и американские предприятия по-прежнему используют их для пересылки денег.
Это осложняет жизнь миллионам взрослых людей, которые не имеют банковского счета или являются "недобанкирами": тем, кто не имеет банковского счета и обычно полагается на услуги по обналичиванию чеков, которые взимают высокие тарифы. Многие считают эти дополнительные расходы слишком высокими или непропорционально высокими, учитывая, что эти услуги считаются самыми необходимыми для наименее экономически устойчивой части населения. Многие американские политики обеспокоены проблемами экономического неравенства, особенно после финансового кризиса 2008 года и совсем недавно после беспорядков 2020 года.
Кроме того, когда американцы используют кредитные карты или цифровые платформы для осуществления платежей, розничные торговцы вынуждены оплачивать комиссии третьих сторон, что негативно сказывается на экономике бедных и иммигрантских сообществ, основанной на наличных деньгах. Малые предприятия, арендодатели и частные лица, оказывающие услуги, часто вынуждены полагаться на бумажные чеки.
Отправка бумажных чеков также сопряжена с неприемлемым временем задержки, связанным с их передачей, получением и обработкой. Количество банков в США исчисляется тысячами, в то время как в Канаде на большинство жителей приходится всего пять. Это означает, что расходы на перевод между банками, связанные с отправкой денег, по сути, неизбежны.
Обычно Бюро гравировки и печати США (которое находится в ведении Министерства финансов) печатает банкноты, которые затем распространяются Федеральной резервной системой США. Все банкноты США называются банкнотами Федерального резерва. Предлагаемые цифровые деньги также поступят в обращение под управлением Министерства финансов, однако неясно, какую роль будет играть Федеральная резервная система. Предлагаемые деньги будут введены на экспериментальной основе, поэтому, скорее всего, будет установлен лимит на их выпуск, что не позволит им оказать значительного влияния на М1.
Мнение ФРС
В то время как Казначейство находится в ведении исполнительной власти, Федеральная резервная система обладает определенной степенью независимости. Председатель ФРС Джером Пауэлл является председателем совета управляющих, которые назначаются президентом и утверждаются Сенатом, как и судьи, за исключением того, что судьи могут назначаться пожизненно, а управляющий ФРС занимает свою должность в течение 14 лет.
После того как в январе ФРС выпустила собственную "белую книгу" о выпуске CBDC, не все управляющие были увлечены этой идеей. Прошлым летом Пауэлл выступал за осторожность и надеялся, что Конгресс примет новое законодательство в отношении CBDC.
Один из руководителей ФРС, Рэндал Кворлс - заместитель председателя по надзору - в прошлом году назвал преимущества CBDC "неясными", а риски - "значительными и конкретными".
"Биткоин и ему подобные, соответственно, почти наверняка останутся рискованными и спекулятивными инвестициями, а не революционным средством платежа, и поэтому они вряд ли повлияют на роль доллара США или потребуют ответных мер со стороны CBDC", - сказал Куорлз в своем выступлении перед Ассоциацией банкиров штата Юта, позже уточнив, что это было его мнение, а не мнение самой ФРС.
Интересно, что подход Пауэлла к регулированию стабильных монет был более проактивным.
"У нас есть довольно сильная нормативная база, например, по банковским депозитам или фондам денежного рынка. Для стабильных монет этого не существует", - сказал Пауэлл на слушаниях в Конгрессе в июле прошлого года. "Если они собираются стать значительной частью платежной системы - а мы не думаем, что криптоактивы станут таковыми, но стабильные монеты могут ими стать - тогда нам нужна соответствующая нормативная база, которой, честно говоря, у нас нет".
31 марта представитель Трея Холлингсворта и сенатор Билл Хагерти предложили Закон о прозрачности стабильных монет, который потребует, чтобы стабильные монеты "были обеспечены государственными ценными бумагами со сроком погашения менее 12 месяцев или национальными долларами, а эмитенты стабильных монет должны публично публиковать проверенные отчеты о резервах, выполненные сторонними аудиторами", согласно бюллетеню финансовых услуг.
Все долги, государственные и частные
Одно из ключевых различий между перспективной электронной наличностью и долларом США заключается в том, что последний является общепризнанным. Если электронные деньги будут зеркально отражать цену доллара, многие люди просто не будут их принимать, предпочитая получать старомодные доллары США. Исторически сложилось так, что подобные привязки оставляют центральные банки на милость спекулянтов.
Во время Гражданской войны в США фиатная валюта столкнулась со своим первым препятствием, когда люди категорически предпочли золотые и серебряные монеты напечатанным деньгам, что привело к колебаниям цен. В конце концов, США вернулись к чеканке золотых и серебряных монет.
Более века спустя французскому правительству под руководством Шарля де Голля удалось нарушить фиксированный обменный курс доллара США к золоту, установленный в Бреттон-Вудсе после Второй мировой войны и составлявший 35 долларов за унцию, а в 1990-х годах инвестор-миллиардер Джордж Сорос "сломал Банк Англии", сделав большую ставку на неспособность Соединенного Королевства сохранить привязку стерлинга к европейским валютам в преддверии введения евро.
Это отчасти помогает объяснить, почему законодатели, выступающие за электронную наличность, так заинтересованы в том, чтобы сделать ее как можно более похожей на существующие в обращении американские деньги.
Яблоки и апельсины
Широкомасштабное использование электронных денег может потребовать полного изменения характера финансового регулирования в США, если оно получит одобрение и пройдет стадию эксперимента. Важно, что это позволит обойти необходимость традиционного розничного банковского обслуживания, сделав хранение и перевод средств общественной услугой, а не платной. Федеральная денежно-кредитная политика была построена на управлении экономикой через коммерческие банки, что помогает объяснить нерешительность некоторых центральных банкиров, таких как Куорлз.
Многое связано с объемом генерируемых электронных денег. У центральных банкиров есть один хороший момент: Стабильные монеты повысили транзакционную ценность криптовалют для тех, чей основной интерес заключается в отправке наличных, а не в инвестировании. Законодатели могут многое потерять и мало что выиграть, если рискнут ввести национальную электронную валюту, которая не будет работать, особенно в условиях инфляции.
Источник