В связи с прошедшим бумом неиграбельных токенов (NFT) криптовалютное и арт-сообщества стали тесно сотрудничать - возможно, впервые в истории. В обеих отраслях существует много скептицизма и непонимания. Как мы выходим из пузыря НФТ, что нас ждет дальше? Это глубокое погружение описывает долгосрочное видение развития НФТ и рынка искусства, которое может понравиться обеим сторонам. 

Стереотипно, крипто-люди обсуждают сделки в Twitter и Discord, общаются с помощью мемов или сокращений и бросают вызов моделям старой школы с агонистической антипатией (Окей, бумеры!). В отличие от них, так называемые "люди искусства" порой консервативны, придерживаются своих корней и истории, встречаются на поздний обед в Ladurée и обсуждают сделки в VIP-зале Art Basel во время закрытых предпродаж. Культуры этих сообществ находятся на противоположной стороне спектра. Именно поэтому некоторые рассказы об искусстве на основе блокчейна (можете называть его NFT) просто неверны.

Парадигма "устранения посредников" не работает для искусства

Крипто-нарративы всегда подчеркивали цель устранить всех посредников, построив более прозрачную, прямую и оптимизированную коммуникацию между покупателями и продавцами. Однако в арт-индустрии эти посредники играют важную роль - они исследуют пространство, раскрывают художников и способствуют дальнейшему формированию их профиля и стоимости.

Это неизбежная и жизненно важная часть мира искусства, которая проявила себя в криптовалюте, когда крупные традиционные аукционные дома, такие как Christie`s и Sotheby`s, использовали силу своих брендов для взрыва продаж криптоискусства. Несмотря на то, что сделка между Beeple и коллекционером "MetaKovan" на сумму 69 миллионов долларов напоминает нам о схемах ICO pump-and-dump, неоспоримо, что участие уважаемого аукционного дома создало прецедент. Эта продажа останется поворотным моментом для рынка искусства с поддержкой блокчейна, поскольку она привлекла внимание традиционных художников и галеристов - все они теперь хотят войти в это пространство. Sotheby`s быстро последовал за своим конкурентом и вступил в игру NFT.

Посредники в искусстве выполняют творческую работу, которую невозможно автоматизировать и заменить смарт-контрактом. Авторитетные знатоки искусства, дилеры и галеристы привносят глубокие знания и определяют вкус и ценность искусства. Их кураторство - это то, чего так не хватает хаотичному миру криптоискусства. Это посредники, которых NFT art не должен стремиться устранить.

"НФТ - это коллективное заблуждение, основанное на воздухе" - Лидеры арт-индустрии, которые упускают из виду главную идею

Целью арт-индустрии всегда был вдумчивый подход, предложение глубоких знаний и глубокой критики для выявления совершенства визуального опыта, идеи или чувства при взаимодействии с произведением искусства. При анализе криптоискусства критики сосредотачиваются на смысле произведения и реагируют на поверхностный, а иногда и вульгарный характер произведений криптоискусства. Поэтому они упускают ценностное предложение технологии блокчейн, которая уже доказала свою эффективность во многих других отраслях. Они упускают из виду главную идею и неверно оценивают некоторые крипто-арт-проекты, которые являются основополагающими для сообщества. (Давайте посмотрим правде в глаза: Некоторые из нас тоже когда-то считали, что цена CryptoPunks завышена, прежде чем прыгнуть в кроличью нору).

Образование и взаимное уважение приведут к новым отношениям и практическому применению. Ниже я представлю обзор тенденций, которые уже начинают формироваться, и покажу, как NFT могут преобразовать индустрию искусства.

Современные мультимедиа и генеративное искусство

В 19 веке индустрия гравюры получила развитие, когда художники начали использовать новейшую технологию печати тиражей на металлических пластинах для монетизации своих работ. С момента развития фотографии, видео и цифровых форматов искусства использование технологий продолжает ускоряться. Разговор между искусством и технологиями существовал всегда, и NFT - еще одно доказательство продолжающейся тенденции.

Технология блокчейн служит средством для художников, предоставляя им новый творческий ландшафт - в частности, через прямое общение со своей аудиторией. Генеративное искусство - еще один пример: Такие проекты, как Eulerbeats и ArtBlocks, придают совершенно новый формат современному мультимедийному искусству.

Музей в метавселенной

Должно ли новое, цифровое искусство висеть на стенах музеев? Что является подходящим местом для его представления? Возможно, виртуальные миры и метавселенные - как раз подходящее место для представления мультимедийного искусства. Развиваются цифровые музеи, доступные для всех и отовсюду и представляющие цифровое искусство в его оригинальной форме.

Некоторые критики утверждают, что цифровое искусство не дает ощущения предмета, но сколько раз в день они улыбаются эмодзи, полученным в сообщениях? НФТ дают возможность установить проверяемые отношения - уникальный опыт как для художника, так и для коллекционера. Виртуальный опыт отличается от опыта реального мира, но он все равно обладает неоспоримой силой.

NFT для подтверждения подлинности

После создания произведения искусства оно проходит через уровни проверки. Кто говорит о нем? Кто его коллекционирует? Где оно выставляется? Провенанс - важнейший аспект индустрии искусства; это сложное повествование, определяющее ценность произведения искусства.

Блокчейн позволяет надежно отслеживать эту историю благодаря внедрению сертификатов подлинности и владения - смарт-контрактов, создаваемых при выпуске, продаже или перепродаже НМТ. Это стало возможным благодаря основному качеству сети блокчейн - неизменности транзакции.

Консенсус в арт-индустрии

Идя на шаг дальше, криптоэкосистема разработала новые модели сообществ, которые позволяют игрокам взаимодействовать в режиме онлайн и коллективно утверждать решения и идеи. Это называется "консенсус". Вся технология блокчейн была построена на нем, и сообщества приняли эту логику и систему правил для своей структуры. Эти модели находят свое выражение в токенах управления и в децентрализованных автономных организациях, или ДАО, которые позволяют валидаторам получать вознаграждение за значительный вклад, признанный другими членами сообщества.

Как только художественное сообщество получит знания DAO, сила создания трендов вернется к кураторам, предоставляющим ценность системе искусства, делясь своим опытом и видением.

"Фигитальное" искусство: Преодоление разрыва

Криптовалюта породила новую финансовую систему, которую сегодня принимают ведущие финансовые институты. Этому есть простая причина: Она просто работает более эффективно. Традиционные финансовые системы также начнут внедрять активы на основе НФТ в управление своими портфелями. Это подтолкнет правительства к изданию нормативных актов, которые разъяснят, как регистрировать и использовать активы НМТ. Законодательная база создаст связь между физическим искусством и цифровыми НФТ, создавая "фигитальный" актив.

Фигитальное искусство сокращает разрыв между физическим и цифровым искусством, объединяя лучшее из обоих миров и позволяя создать новые модели владения и финансирования в мире искусства.

Переосмысление и демократизация собственности

Непосредственные преимущества, которые владельцы активов получат от экосистемы блокчейн, - это прозрачность и возможность отслеживать свои инвестиции на блокчейне и быстро перемещать их. Однако еще одной впечатляющей разработкой в области децентрализованных финансов (DeFi) является фракционализация НФТ, которая может демократизировать инвестиции в искусство и революционизировать финансовые модели частных музеев и галерей.

Некоторые музеи современного искусства не могут позволить себе хранить постоянные коллекции, в то время как другие традиционные галереи вынуждены продавать произведения искусства, чтобы прокормить себя. В развивающихся странах, где искусство продается в галереях, произведения часто вывозятся из страны, несмотря на законы об охране наследия. Распределенная собственность позволяет музеям привлекать финансирование по всему миру, открывая доступ большему числу розничных инвесторов к этому классу активов. Оставляя за собой право собственности на одну долю, музеи смогут сохранить экспонат, получая при этом часть средств от продажи.

Некоторые произведения искусства стоят слишком дорого, даже для учреждения, и распределенное владение может облегчить этот вид продажи.

Альтернативная модель грантов для музеев и художников

Искусство - это отрасль, требующая больших капиталовложений, которая значительно пострадала во время пандемии COVID-19. Она требует поддержки со стороны правительств и крупных институтов - однако в некоторых странах эта поддержка не всегда оказывается, формируя неравные условия для игроков арт-индустрии. Однако НФТ продемонстрировали способность перенаправлять капитал на основе ценностей сообщества и выявлять новые возможности для благотворительности. Виталик Бутерин подчеркнул благотворительный аспект НФТ, когда недавно сделал крупное личное пожертвование в индийский фонд помощи пострадавшим от COVID-19 (возможно, самое крупное в истории). В то время как институты опаздывают с инвестициями из-за своей структурной сложности, НФТ дают сообществу возможность самофинансирования.

Хотя на поверхности криптосообщество движимо финансовыми стимулами (как и все мы), ядро сообщества живет в парадигме новой этики, где люди готовы инвестировать в устойчивое развитие и культуру. Фонды и благотворительные программы, поддерживающие искусство и художников, появятся потому, что для криптоиндустрии просто естественно поддерживать инициативы, движимые сообществом. Мир искусства будет становиться все более глобальным и эффективным, используя знания и инвестиции криптоиндустрии. Игроки арт-рынка получат определенную свободу для быстрого инвестирования в капиталоемкие направления, которые они считают важными, при поддержке криптоинвесторов.

Музей NFT Электронная коммерция

Увлекательным примером привлечения дополнительного дохода для музеев является недавняя продажа NFT галереей Уффици. Галерея создала цифровую копию "Doni Tondo" Микеланджело в единственном экземпляре, подписанном директором музея Эйке Шмидтом, за 170 000 долларов США и планирует выпустить другие гравюры из коллекции.

Глядя на текущую тенденцию того, как бренды рассматривают НФТ в качестве инструмента, мы можем предсказать появление в будущем некой индустрии музейной электронной коммерции. Редкие цифровые коллекционные предметы, выпущенные музеем ограниченным тиражом в виде NFT, можно будет обменивать или выкупать на реальные физические отпечатки.

Совместная работа над арт-индустрией будущего

Слияние сообществ искусства и блокчейна - это беспроигрышный вариант. Кураторы искусства, музеи и творцы будут делать то, что у них получается лучше всего: привносить красоту в мир блокчейна, обогащать контент и повествование и привносить в пространство высококачественное искусство.

Блокчейн-сообщества рассматривают искусство NFT за пределами шумихи, чтобы привнести эффективность, прозрачность и новые модели владения, финансирования и грантов. Поэтому люди, которые будут активно фокусироваться на использовании преимуществ обеих экосистем вместо того, чтобы критиковать друг друга за различия, будут определять будущее НФТ и арт-индустрии.

София Штейнер получила диплом журналиста в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и начала свою карьеру в качестве художественного критика, освещая вопросы киноиндустрии и городской архитектуры. Она основала свое агентство Schteiner PR, сосредоточившись на люксовых брендах в области искусства, французского мастерства, дизайна и интерьеров. В 2018 году она присоединилась к международному коммуникационному агентству, работая с блокчейн-стартапами во время крипто-бычьего рынка.

Источник