В прошлом месяце Пекин запустил первый в Китае патентный пул metaverse, позволяющий предприятиям и академическим институтам осуществлять перекрестное лицензирование технологий, связанных с развивающимся сектором.
Проект - часть амбиций столицы по привлечению более 100 метаверсивных предприятий к концу 2024 года - включает в себя около 170 патентов, связанных с метаверсией. Но Пекин - один из многих китайских городов, который стремится стать центром технологий цифрового мира.
В октябре прошлого года Министерство промышленности и информационных технологий выпустило трехлетний план развития "промышленной метаверсии" Китая, сделав эту технологию частью национальной стратегии по созданию цифровой экономики, дополняющей нынешнюю экономику страны, которая по объему в 18 триллионов долларов США уступает только американской.
Интерес Китая к метавселенной заключается прежде всего в ее преимуществах для реальных отраслей, говорит Дэн Цзянь-пэн, специалист по финтех-законодательству и профессор права в Центральном университете финансов и экономики в Пекине.
"Примером (использования metaverse в унаследованных отраслях) может служить промышленная metaverse компании BMW, построенная [лидером в области искусственного интеллекта] Nvidia, которая предоставляет цифровую копию производственной линии BMW, чтобы автопроизводитель мог тестировать и оптимизировать ее работу с меньшими затратами", - сказал Денг.
Метаверс с китайскими характеристиками
Ранее в январе финансовая столица Китая Шанхай представила 20 вариантов использования метаверса, которые она планирует разработать к концу 2025 года. Среди них - виртуальная копия государственного сталелитейного завода и метаверсивная больница для дистанционной диагностики пациентов.
Иллюстрацией сосредоточенности правительства является то, что ни один из вариантов использования не направлен на создание открытых метавселенных игр, таких как Decentraland и Sandbox.
Чжао Синь, профессор Института больших данных Фуданьского университета Шанхая, подтвердил, что китайские метавселенские проекты ориентированы на автономные, реальные сценарии.
"По сути, Китай стремится использовать метавселенную для решения проблем существующих технологий, отраслей и администраций", - сказал Чжао.
"Упустив [прежние] возможности в интернете, мобильной сети и искусственном интеллекте, региональные правительства Китая стремятся к лидерству в метавселенной, которая все еще находится на ранней стадии и не определена".
С корпоративной стороны, "внедрение метаверса в реальные сценарии использования может предоставить унаследованным отраслям возможность внедрять инновации на переднем крае информационных технологий", - сказал Чжао. Он привел в пример метаверс-сотрудничество между крупной китайской ликероводочной компанией Kweichow Moutai и технологическим гигантом NetEase, которые запустили метаверс на тему винодельни и выпустили NFT, связанные с бутылками ликера.
По словам Денга, ограничения Китая на криптовалюты и НФТ являются еще одним фактором, определяющим внимание к промышленной метавселенной.
"Открытые метаверсии, такие как Sandbox, обычно включают криптовалюты в качестве стимула. Например, Sandbox выпускает SAND, которые пользователи приобретают для покупки NFT. Значит, в этой экосистеме будут существовать торговля, инвестиции, спекуляции и потенциальное отмывание денег, но платформы метаверс могут не соответствовать стандартам финансовых регуляторов", - сказал он.
Денг отметил, что криптовалюты и НФТ жизненно необходимы для проверки прав собственности и облегчения транзакций в открытых метаверсах, что может стать будущей тенденцией в технологиях метаверс. Однако проблема соответствия перевешивает возможности.
"Это (участие криптовалют и НФТ) повышает юридические риски и может быть чувствительной темой для политики в Китае", - сказал Дэн.
Нет криптовалют
Финансиализация цифровых активов является горячей темой для регулирующих органов Китая, которые объявили вне закона первичные предложения монет (ICO) криптовалют еще в 2017 году, а затем ввели полный запрет на торговлю криптовалютами в сентябре 2021 года.
В результате разработчики политики отказались от публичных блокчейнов, таких как Ethereum и Solana, в пользу частных или разрешенных сетей без криптовалют, где доступ контролируется одним или несколькими идентифицированными субъектами.
"Правительство Китая выступает за экосистему блокчейн без криптовалют, что затрудняет продвижение публичных блокчейн", - говорит Денг. "Между тем, частные или разрешенные блокчейны контролируются одной крупной компанией или несколькими централизованными узлами, которые легче контролировать регулирующим органам".
Однако криптовалютные правила Китая могут быть открыты для пересмотра в будущем, особенно после того, как 1 июня Гонконг ввел новые правила торговли криптовалютами.
"Это похоже на то, что мы сделали с Шэньчжэнем во время китайской экономической реформы в 1980-х годах", - сказал Дэн. "Мы можем оценить риски криптоактивов через эксперименты в Гонконге, а затем решить, нужно ли корректировать регулирование криптовалют на материке, что, я думаю, должно быть открыто для рассмотрения".
А публичные блокчейны все еще находятся в пределах компетенции политиков Китая. 13 июня правительство Шанхая опубликовало трехлетний план технических исследований в индустрии блокчейна, который включает поддержку инструментов для разработчиков как консорциумных блокчейнов, так и "основных публичных блокчейнов", а также улучшение совместимости между различными по структуре блокчейн-сетями.
Метаверсальная шумиха
Хотя Китай стремится разработать национальную стратегию metaverse, это не остановило ажиотаж вокруг потенциала технологии по всей стране и FUD (страх упустить), более десятка китайских провинций и городов разрабатывают планы и политику metaverse.
Независимо от различных экономических условий, региональные правительства, похоже, могут похвастаться одинаковыми амбициями: "представить не менее 100 метавселенных компаний" или "создать не менее 30 образцовых примеров использования метавселенной".
Эти утверждения повторяются в метавселенных, будь то крупные мегаполисы страны, такие как Пекин и Шанхай, или менее заметные, такие как Цзинань и Чжэнчжоу.
Соперничество между китайскими правительственными чиновниками играет определенную роль в шумихе вокруг метавселенной, говорит Денг, поскольку карьера зависит от экономических показателей юрисдикции. Чем больше доходов приносят местные предприятия, тем больше вероятность того, что местные политики получат повышение.
Некоторые города предлагают деньги. Город Чжэнчжоу, который относительно поздно, 24 мая, опубликовал свой план по метаверсу, предлагает инвестиции в стартовый капитал в размере до 200 млн. юаней (28,34 млн. долларов США) компаниям метаверса, которые перенесут свои штаб-квартиры в город.
"Для отрасли может быть плохо, если так много региональных правительств поспешат с метаверсионной политикой", - сказал Дэн.
"Было бы лучше развивать технологии сначала в городах первого уровня, таких как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжоу и Ханчжоу, а затем использовать эти города в качестве примера для расширения внедрения metaverse в других регионах", - сказал он.
Вызовы
Несмотря на амбиции правительства, некоторые из крупнейших технологических компаний Китая, похоже, сворачивают свой метавселенский бизнес.
В феврале 2023 года компания Tencent, управляющая ведущей социальной сетью Китая Wechat, провела, как она выразилась, "личные перестановки" в своем подразделении расширенной реальности, состоящем из 300 человек и занимающемся инициативами в области метавселенной, что, по мнению местных СМИ, означало расформирование подразделения.
Эти события происходили в то время, когда американские корпорации, такие как Meta, сокращали рабочие места и сообщали о миллиардных убытках в своих метавселенных. Компания Disney также отказалась от своих планов по созданию метавселенной.
Baidu, китайский технологический гигант, известный как эквивалент Google, также, похоже, теряет интерес к метавселенной.
В мае Маджи, руководитель проекта метавселенной Xi-rang компании Baidu, как сообщается, покинул компанию, сославшись на низкую прибыльность и на то, что компания переключила свое внимание на искусственный интеллект. Baidu не ответила на запрос Forkast.News о комментарии.
"Создание иммерсивного метавселенной предъявляет большие требования к аппаратным средствам, программному обеспечению и исследовательским талантам", - сказал Денг.
"Метавселенная, созданная вышеупомянутыми корпорациями (Tencent и Baidu), все еще далека от ожиданий пользователей. А недавний выпуск гарнитуры виртуальной реальности Apple указывает на то, что американские компании по-прежнему лидируют в глобальном развитии метавселенной."
Развитие метавселенной в Китае сталкивается и с другими проблемами.
"Metaverse полагается на высокопроизводительные компьютерные процессоры, которые в основном производятся американскими корпорациями, такими как Nvidia", - сказал Денг.
Учитывая контроль США над мировыми поставками чипов и постоянную напряженность в отношениях между США и Китаем, "приобретение достаточного количества квалифицированных процессоров для удовлетворения потребностей в вычислительной мощности со стороны метавселенной может оказаться сложной задачей".
В других странах Япония и Южная Корея также инвестируют значительные средства в метаверсии, и их более дружественная бизнес-среда и нормативные акты могут дать им преимущество, в то время как Китай имеет преимущество в пользовательской базе и финансировании, сказал Денг.
"С точки зрения содействия принятию metaverse с помощью капитала, Китай определенно имеет наибольшие шансы на успех".
По словам Чжао из Фуданьского университета, инициативы трех стран в области метаверса представляют различные аспекты метаверса, и все они могут внести свой вклад в будущее этой развивающейся отрасли.
Дорожная карта метаверса Южной Кореи ближе к маршруту "виртуального пространства", за который выступают такие компании, как Meta [Марка Цукерберга], в то время как Япония сосредоточена на Web 3.0 и цифровых активах", - говорит Чжао из Фуданьского университета.
"Маршруты, выбранные тремя странами, имеют свои особенности, и я хочу, чтобы через 20 лет, когда мы окончательно определимся с определением метавселенной, эти три маршрута объединились".
Источник