На прошлой неделе Биткойн (BTC) избежал регулятивной пули в Европейском Союзе, когда предложенное законодательство о криптовалюте было изменено, чтобы не включать запрет на криптоактивы на основе доказательства работы (PoW). Политики выразили ряд опасений по поводу относительной анонимности криптовалютных транзакций и их воздействия на окружающую среду. Некоторые эксперты, включая Тима Фроста, основателя и генерального директора Yield App, считают, что угол «изменения климата» отражает скрытую попытку запретить биткойн. Но почему?

Предлагаемое регулирование ЕС по рынкам криптоактивов (MiCA) можно рассматривать как гибридный подход, который иногда рассматривает криптоактивы как ценные бумаги, а иногда — как валюту. Это привело к разделению законодателей, поскольку Европейский совет, состоящий из представителей соответствующих стран, считает, что Европейское банковское управление (EBA) должно быть новым надзорным органом за криптовалютой, в то время как Европейский парламент передаст эту роль Европейскому управлению по ценным бумагам и рынкам ( ЭСМА).

Зеленый протекционизм и зеленые сделки

Несмотря на то, что прямого запрета на доказательство работы, который затруднил бы работу Биткойн, удалось избежать, экологическая риторика вокруг стремления ЕС к регулированию сохраняется. Это отражает тенденцию к «зеленому протекционизму» в регулировании ЕС: ЕС пытается защитить свой рынок и институты (в данном случае свою валюту, которая старше, чем BTC, менее чем на десять лет), используя экологические проблемы в качестве сплачивающего крика.

Такой подход уже вызвал гнев торговых партнеров ЕС. В 2019 году, вскоре после вступления в должность президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, ЕС официально объявил о своей цели «Зеленого соглашения» по достижению нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году. Это последовало за волной победы зеленых в Европейском парламенте ранее в том же году. . Идея «Зеленого курса» изначально продвигалась Демократической партией США, но против нее выступил бывший президент Дональд Трамп, что побудило европейцев позаимствовать эту концепцию.

ЕС намерен преследовать эту цель, перейдя на возобновляемые источники энергии для производства электроэнергии, повысив энергоэффективность жилья и создав «умную инфраструктуру». Цена программы была установлена ​​в размере одного триллиона евро в первое десятилетие. По мнению клуба «Валдай», «символическое значение заключается в следующем: ЕС объявляет себя мировым лидером в продвижении климатической повестки и устанавливает новые стандарты сотрудничества государства, бизнеса и общества в противодействии изменению климата».

Позеленевший от зависти? Биткойн против евро

Европейская банковская система столкнулась с несколькими серьезными кризисами с момента введения евро в качестве единой валюты в еврозоне в 1999 году, в частности, с финансовым кризисом 2008 года, кризисом суверенного долга евро в 2011 году и кризисом COVID. Повсеместные проблемы, такие как отрицательная инфляция и трудности с координацией денежно-кредитной политики, часто заставляли блок полагаться на несколько более сильных экономик, таких как Германия, для оказания помощи более слабым государствам, таким как Португалия, Италия, Греция и Испания, в трудные времена. Это вызвало вопросы о долгосрочной устойчивости валюты.

Что еще хуже, мандаты жесткой экономии часто давали популистским политикам, таким как итальянская партия «Пять звезд», возможность угрожать выходом из евроблока. Это ослабило стремление Брюсселя продать евро в качестве альтернативной «мировой резервной валюты» доллару США. Хотя торговля евро на несколько порядков превосходит глобальный объем криптовалютных транзакций, понятно, что еврократы хотели бы избежать конкуренции с ликвидным средством обмена.

Финансовые цели Европы

По словам Тима Фроста, основателя и генерального директора финтех-фирмы Yield App, «было проделано мало работы, чтобы по-настоящему понять фактическое воздействие майнинга криптовалют на окружающую среду, не в последнюю очередь по сравнению с нефтегазовой отраслью, которой ЕС и другие мировые правительства все еще занимаются. очень рад поддержать откатами и поощрениями». Он добавляет, что «если бы регулирующие органы были серьезно обеспокоены воздействием промышленности на окружающую среду, то криптовалюта наверняка была бы последней отраслью, которую следует рассматривать».

Фрост выразил подозрение по поводу выделения криптовалюты в экологических дебатах, которые, по его словам, были «несколько однобокими, если не подозрительными», учитывая, что система доказательства выполнения работы, на которую изначально нацелены законодатели, была неотъемлемой частью архитектуры Биткойн, которая приходится львиная доля криптовалютной экономики.

Однако можно сказать, что и евро, и криптовалюта обладают уникальным набором политических рисков, поскольку они не привязаны к традиционным государствам, проводящим традиционную денежно-кредитную политику. Регуляторов ЕС уже обвиняли в попытке «наказать» Соединенное Королевство за Brexit в качестве предупреждающего знака для других потенциальных выходцев, поэтому справедливо утверждать, что попытки сдерживать криптовалюту могут быть вызваны скорее личными интересами, чем экологическими. понятия.

Брюссель как экспортер нормативных стандартов

Установление новых правил, касающихся торговли, само по себе также рассматривается как победа европейских законодателей. Во время пребывания Дональда Трампа у власти многие считали, что США больше нельзя рассматривать как «лидера свободного мира» с точки зрения политических инициатив, и они сосредоточились на «Америке прежде всего».

Соединенные Штаты в глазах европейцев отвернулись от глобальных регуляторных инициатив. Самым ярким отражением этого стало решение Вашингтона, округ Колумбия, выйти из Парижского соглашения об изменении климата. Отказ Трампа от сделки с Ираном стал еще одним показателем того, что США переключились на одностороннюю политику и готовы «оружить» свою роль в мировой экономике, а также роль доллара.

Это оставило ЕС возможность взять на себя роль лидера. В то время как международные форматы, такие как G-20 и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), имели более крупную совокупную экономику, им не хватало опыта ЕС как основанного на консенсусе наднационального союза, способного устанавливать и поддерживать стандарты.

В конце 1990-х годов, когда Интернет и глобальные банковские услуги только начали обретать свою самостоятельность, ОЭСР взяла на себя инициативу по введению новых глобальных правил, запрещающих компаниям использовать низконалоговые юрисдикции. В 2000 году ОЭСР ввела «черный список» несотрудничающих налоговых убежищ и к 2002 году определила 31 такую ​​юрисдикцию. В то время на страны ОЭСР приходилась львиная доля мировой экономики. Они смогли заставить их всех соблюдать свои стандарты прозрачности и обмена информацией.

Взятые вместе, эти силы лежат в основе того, что на первый взгляд выглядит как толчок к тому, чтобы подчеркнуть экологические проблемы нового регулирования криптовалюты в ЕС.

Источник