Вигнеш Сундаресан, возможно, еще не стал известной фамилией. Тем не менее, серийный предприниматель оставил свой след в криптоиндустрии под псевдонимом, который, несомненно, зазвенит - Метакован.

Почти ровно год назад Сундаресан купил самую дорогую в мире НФТ и третью по стоимости работу, проданную ныне живущим художником. Его покупка за 69,3 миллиона долларов исторической картины Бипла "Everydays: Первые 500 дней" потрясла индустрию и, по крайней мере частично, послужила толчком к тому, что NFT стали популярными.

NFT "Everydays" был продан за 69 миллионов долларов.
NFT "Everydays" был продан за 69 миллионов долларов.

Дорога в Бипл действительно вымощена благими намерениями

В течение нескольких месяцев общественность пыталась разобраться в покупке и выяснить личность человека, который стал обладателем самого дорогого в мире неиграбельного жетона.

И хотя личность Метакована, под псевдонимом которого была совершена покупка, была быстро раскрыта, мотивация покупки осталась практически неизвестной. Через несколько дней после исторической покупки Сундаресан объяснил, что отчасти он хотел приобрести работы Бипла, чтобы показать индийцам и цветным людям, что они могут стать меценатами.

"Представьте себе инвестора, финансиста, мецената. В десяти случаях из девяти ваша палитра монохромна. Выиграв на аукционе Christie`s аукцион Beeple`s Everydays: Первые 5000 дней", мы добавили в эту цветовую гамму немного красного дерева", - сказал он в то время.

Однако здесь сыграли свою роль и другие факторы.

В интервью CryptoSlate Сундаресан сказал, что рассматривает покупку как инвестицию в себя, поскольку чувствует, что творит историю.

"Я счастлив быть частью того, почему NFT известны во всем мире. И отдать долг системе, которая так много мне дала", - сказал он Анастасии Черниковой.

Богатство, приобретенное Сундаресаном в криптоиндустрии, остается практически неизвестным. Он отмечает, что инвестирует только в те проекты, в которые верит, и заинтересован только в успехе проекта. Деньги, по его мнению, пришли уже потом.

Впервые он познакомился с криптоиндустрией еще в 2013 году, когда искал альтернативные способы пересылки денег. Биткойн, тогда еще относительно малоизвестный новый вид валюты, представлялся идеальным решением для того, чтобы сделать деньги программируемыми.

Виньеш Сундаресан
Виньеш Сундаресан

Добившись успеха, предлагая услуги эскроу для платежей в биткоинах, Сундаресан основал компанию Coins-e. Время для этого было идеальным - в 2013 году, во время "бычьего бега", биржа привлекла 14 000 пользователей за шесть месяцев. К следующему лету он продал биржу за 160 000 долларов, которые быстро влил в другой проект. Он стал соучредителем BitAccess, проекта, поддержанного Y-Combinator, который впоследствии установил сотни биткоин-банкоматов по всему миру.

Поиск перспективных проектов привел его к Ethereum в 2016 году, когда он вложил значительную сумму денег в его ICO.

"Я был больше заинтересован в создании и влиянии на мир, и я был предан технологии. В тот момент сохранить монеты означало не махнуть рукой, но сейчас, очевидно, это кажется разумным решением".

"Я никогда не думал, что сумма достигнет 100 долларов, а тем более 1000 долларов. Я хотел быть частью сообщества. Я помню, как праздновал, когда эфир стоил 15 долларов, потому что мы думали, что Ethereum добился успеха, а не потому, что мы разбогатели. Это чувство я храню в себе до сих пор", - сказал он.

Это же чувство, скорее всего, помешает ему когда-либо продавать работы Beeple, отметил он позже.

Есть также фактор сентиментальной ценности - Сундаресан объяснил, что именно история, стоящая за работой Бипла, привлекла его и заставила перебить цену на аукционе Christie`s за работу Tron Джастина Суна.

"Меня больше привлек труд, чем мастерство, талант или художественный потенциал", - сказал он о работе Бипла, которая содержит 5 000 иллюстраций, создававшихся 13 лет. "Она затронула меня, потому что ровно 13 лет назад у меня не было денег. Я начал кодить, и мне показалось, что это похоже на мой путь - начать с нуля и закончить чем-то прекрасным благодаря упорному труду. Я ценил его за это больше, чем за его художественную глубину или что-то еще".

Будущее НФТ светлое и захватывающее

Помимо огромного богатства, рост NFT также привел к расколу между его инвесторами. Сначала в пространстве NFT обитало сплоченное сообщество из мира искусства, а теперь там собираются самые разные инвесторы, большинство из которых видят в них бездонную яму для денег.

Это привело к появлению совершенно новой категории проектов НФТ - хайп-проектов, в рамках которых отдельные НФТ были проданы за десятки миллионов долларов и миллиардные объемы торгов. Такие НФТ-проекты обычно попадают в основные СМИ, поскольку новости о продаже пикселизированных изображений профиля Twitter за 23 миллиона долларов привлекают наибольшее внимание.

По словам Сундаресана, такое внимание не идет на пользу экосистеме НФТ в целом. Вместо этого они рисуют картину исключительности и создают впечатление, что это пространство предназначено только для самых богатых, что противоречит всему, за что выступает индустрия.

"Я не являюсь поклонником Cryptopunks, Yacht Club и других проектов PFP (photo-for-profile). Я больше не хочу быть частью эксклюзивных клубов. Вместо этого я хочу быть частью инклюзивных клубов, привлекать больше людей и создавать систему, в которой они собираются вместе и ценят что-то. Поэтому лично я держусь от них подальше".

Это не означает, что не существует сегмента рынка, на который рассчитаны проекты PFP. Однако сами проекты, скорее всего, не переживут очередную крипто-зиму.

"Будут тенденции, они уйдут, и появятся другие тенденции. Я думаю, что проекты с несправедливым распределением не вечны, и никто не сможет остановить новые и лучшие проекты, которые станут более распространенными. Мне интересна альтернатива проектам ПФП".

Несмотря на то, что Сундаресан ищет реалистичные и перспективные проекты, он утверждает, что даже он не застрахован от FOMO.

"Вы не сможете избежать FOMO, даже если у вас есть все на свете. FOMO - это состояние ума".

Однако все опасения по поводу упущенного быстро развеиваются. Он отмечает, что каждый раз, когда он чувствует зависть к деньгам, которые зарабатываются на каком-либо шумихе, он пытается увидеть, каким будет этот проект через несколько лет.

"И если я не верю в это, я буду сидеть без дела", - объяснил он. "Например, я никогда не трогал Кардано или Солано, потому что я не согласен с их распределением токенов. И я могу почувствовать: "О, чувак, если бы я купил, я бы сделал эти деньги", но тогда я бы забыл о своих принципах".

Его принципы гласят, что не все в криптоиндустрии следует рассматривать как инвестиции - особенно это касается НФТ. По его словам, тенденция покупать НФТ, чтобы заработать на них деньги, скоро изменится, поскольку индустрия начнет добавлять им больше полезности. Люди будут по-новому воспринимать искусство в своих НФТ, поскольку этот класс активов уходит от кошельков и становится более тесно связанным с реальным миром.

Став более значительной частью реального мира, он породит целый ряд новых проблем, самой большой из которых является регулирование. Однако Сундаресан считает, что любые усилия по регулированию виртуального мира НФТ будут, мягко говоря, тщетными. Быстрый темп развития криптоиндустрии, к которому мы все привыкли, означает, что правительствам и регулирующим органам будет невозможно угнаться за ним.

"Регуляторам потребуется три года, чтобы ввести закон в силу, а к тому времени криптосообщество уже будет заниматься чем-то другим. Вы можете регулировать выходы и входы, и это прекрасно. Но запрещать то, чего вы не понимаете, неправильно. Когда политики придумают, как регулировать NFT, появится что-то другое. И я понятия не имею, что будет следующим. Регулирование всегда отставало от инноваций, и я думаю, что это часть дизайна".

Это интервью взяла Анастасия Черникова, главный редактор The Vivid Minds, СМИ, посвященного историям о том, как лидеры преодолевают трудности и двигаются вперед.

Источник