В 2021 году уже был достигнут ряд впечатляющих рубежей для зарождающегося рынка неигровых токенов (NFT), стоимость которых выросла на 2,100% по сравнению с 4 кварталом 2020 года, а потребители потратили более 2 млрд долларов США. Хотя в заголовках новостей преобладают рекордные продажи, часто упускается из виду растущий спрос со стороны новых инвесторов. По данным компании NonFungible, которая отслеживает сделки NFT, в первом квартале было 73 000 покупателей NFT и 33 000 продавцов NFT. Хотя эти цифры могут показаться впечатляющими, на самом деле они относительно невелики по сравнению с мировым рынком искусства, который в 2018 году оценивался в 64,7 млрд долларов, причем на США, Китай и Великобританию приходилось 84% мирового рынка.

Традиционная инфраструктура арт-рынка, в которой доминировали дилерские и аукционные дома, уже казалась устаревшей в условиях все более онлайнового и глобализованного мира, где спрос на эти активы на развивающихся рынках будет только расти. Возможно, люди будут вспоминать пандемию COVID-19 как катализатор разрушения существующей инфраструктуры арт-рынка. Между тем, рынок NFT дает представление о том, как можно применить технологию "умных" контрактов для обеспечения того, чтобы третьи стороны и посредники, которые обычно требуют свою долю, были устранены. Однако на сегодняшний день существующая инфраструктура имеет слишком много недостатков и слишком большой потенциал для ошибок пользователей, чтобы она могла реально выступать в качестве альтернативы существующим методам проверки, распределения, аукциона и сертификации прав собственности.

Сегодня нет возможности узнать наверняка, кто был реальным создателем, изучив данные, содержащиеся в НФТ. В результате растет число подделок NFT и случаев, когда мошенник создает NFT и выдает его за работу определенного известного художника. Один быстрый поиск в Google по этой теме показывает, что подделки NFT - это быстро растущая проблема. В некоторых случаях мошенники берут изображение реального произведения искусства у художника, превращают его в NFT, а затем продают его так, как будто они сами являются художником.

Кроме того, когда НМТ имеет значительный связанный контент или данные, например, изображение, эти данные не хранятся в блокчейне. Вместо этого НМТ содержит ссылку на данные, чаще всего через гиперссылку в Интернете. Если данные (например, изображение) в конце этой гиперссылки изменятся или исчезнут, нет способа узнать или доказать на основе данных блокчейна, что именно изображение было связано и куплено с НМТ.

Таким образом, нет никакого способа защитить постоянство данных NFT. Шокирует, но это правда. Это означает, что фактическое изображение или данные, связанные с НФТ, могут быть изменены или удалены, тем самым уничтожая ценность НФТ. Существует также возможность ошибки пользователя, когда люди неправильно копируют длинные сложные адреса или подвергаются атакам типа "человек посередине", в результате чего миллионы долларов могут быть отправлены по неправильному адресу или украдены навсегда.

Подтверждение подлинности

В физическом мире искусства художник подписывает свои работы, чтобы подтвердить их подлинность, а владелец произведения искусства обеспечивает его неизменность, надежно храня его в надежном месте, которому он доверяет. Для того чтобы НФТ достигли долгосрочного успеха, технология блокчейн должна обеспечить аналогичную возможность и сделать это децентрализованным, суверенным способом.

Мы не знаем, каким будет долгосрочное влияние продолжающейся пандемии COVID-19 на мир искусства. Возможно, оглянувшись назад, люди увидят, что она стала катализатором давно назревших потрясений и усиления конкуренции для того, что по сути остается картелем элитных аукционных домов и дилерских центров с разной репутацией. Технология смарт-контрактов показала, как НФТ могут устранить этих посредников; однако операционные риски и возможность мошеннических операций делают нынешнюю модель обмена слишком рискованной для ее масштабирования, несмотря на очевидный спрос.

Предотвращение подделки НФТ и защита постоянства имеют решающее значение для дальнейшего роста использования НФТ в экосистеме блокчейн, обеспечивая более справедливую, прозрачную и равноправную систему для покупателей и продавцов произведений искусства. Будущая экосистема искусства очевидна, и нам, как индустрии, необходимо начать ее строить.

Люк Стоукс - управляющий директор Фонда обеспечения работоспособности межкошелькового обмена. Он увлечен добровольными системами управления и занимается биткоином с начала 2013 года. С начала 2018 года он является свидетелем консенсуса блокчейна Hive (ранее Steem) и хранителем eosDAC, принадлежащего сообществу производителя блоков Eosio и разработчика DAC, с момента его создания. Получил степень по информатике в Университете Пенсильвании.

Источник