Сингапур, ведущая экономика Юго-Восточной Азии, уже давно считается гостеприимным к инновациям, особенно в секторе финтеха как двигателя роста. Вместе с принятием инноваций пришло и перспективное отношение ко всему криптовалютному и блокчейну, что привлекло стартапы со всего мира, а в 2018 году Сингапур занял второе место по популярности среди стран, проводящих ICO. Такой подход контрастировал с Китаем, который запретил торговлю криптовалютами и майнинг, и США, где Комиссия по ценным бумагам и биржам пыталась догнать правоприменительную практику после бума ICO.

Внешнему миру казалось, что до недавнего времени Сингапур был лидером в области криптовалют. Как сообщалось прошлым летом, в то время как во многих частях мира были приняты жесткие меры против криптовалют, "игроки криптовалют, такие как Binance, нашли Сингапур раем возможностей, даже в то время как в других частях мира над индустрией нависла буря регулирования". Еще в октябре прошлого года, после очередных репрессий в отношении криптовалют в Китае, город-государство Сингапур считался главным бенефициаром бегства бизнеса. 

Этот либеральный статус-кво сохранялся даже тогда, когда более 300 криптокомпаний ожидали получения лицензии на работу в Сингапуре в соответствии с Законом о платежных услугах 2020 года (PS Act), который был принят в 2019 году после принятия закона Денежно-кредитным управлением Сингапура (MAS). В оптимистичном отчете 2020 года говорится, что система предоставления временного освобождения от лицензирования по новому закону равносильна "принятию регулирования". Что, в сочетании с надежной репутацией Сингапура, гарантирует, что это "вероятно, сделает страну раем для криптобирж и стартапов в течение следующих нескольких лет".

Насколько ошибочным оказалось это предсказание? В начале 2022 года, когда MAS выдала всего несколько лицензий нескольким хорошо обеспеченным и связанным между собой концернам, а самая популярная в мире криптобиржа Binance отозвала свою заявку и закрыла свои биржевые операции в Сингапуре, возникает вопрос: как криптомечта Сингапура оказалась такой иллюзорной?

Чтобы ответить на этот риторический вопрос, давайте вернемся к периоду до 2020 года, когда Сингапур был мощным магнитом для крипто-стартапов и бизнеса, начиная с периода бума ICO с 2017 года, когда власти классифицировали криптовалюту как цифровой товар.

В марте 2018 года, выступая на конференции Money 20/20, Рави Менон, глава MAS, язвительно заметил, что "не все разработчики и программисты в мире криптовалют являются анархистами, выступающими против истеблишмента", но выразил обеспокоенность по поводу использования криптовалют для преступной деятельности, применения правил KYC и отмывания денег (AML), а также использования криптовалют в атаках вымогателей. Не меньшее беспокойство у Менона и MAS вызвала предполагаемая угроза, связанная с неустойчивостью криптовалют, и риск, который это представляет для розничных инвесторов. Эти опасения легли в основу законодательства 2019-20 годов, которое было дополнительно усилено в январе 2021 года для обеспечения соответствия регулирования криптовалют требованиям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). 

Очевидно, что то, что создавало впечатление преемственности с либеральным подходом, существовавшим до принятия Закона о ПС, было то, что криптокомпаниям было предоставлено временное освобождение от лицензирования. И что может лучше проиллюстрировать это несоответствие между имиджем и реальностью, чем интервью на камеру Bloomberg в ноябре 2021 года, когда Менон повторил, что цель политики сделать Сингапур глобальным центром криптобизнеса основывается на "сильном регулировании", чтобы избежать множества рисков.

"Но если мы не начнем эту игру, я думаю, Сингапур рискует остаться позади. Вступление в эту игру на ранней стадии означает, что мы можем получить преимущество и лучше понять ее потенциальные преимущества, а также риски", - добавил Менон для ясности. Как отмечается в отчете Bloomberg, такой перспективный подход "может оказаться тонкой гранью, учитывая, что криптоиндустрия выросла в условиях недостаточного регулирования, поэтому многие игроки не одобряют попыток правительственных чиновников установить оградительные барьеры".

С моей точки зрения, целью Сингапура никогда не было выдавать лицензии всем желающим, а скорее использовать этот процесс для реализации крайне избирательного подхода. "Нам не нужно, чтобы 160 из них открыли здесь магазин. Половина из них может это сделать, но при соблюдении очень высоких стандартов, что, на мой взгляд, является лучшим результатом", - сказал Менон. 

Действительно, после введения в действие Закона о ПС, хотя 170 фирм подали заявки на получение лицензии MAS, доведя число претендентов примерно до 400, лишь немногие получили лицензии, а около 30 претендентов отказались от участия. Эта тенденция была подтверждена данными, опубликованными в конце декабря, согласно которым 103 компании, занимающиеся цифровыми платежами, были лишены лицензионных исключений. Среди тех, кто получил лицензии, - австралийская биржа Independent Reserve, стартап в сфере цифровых платежей FOMO Pay и DBS Vickers Securities, дочерняя компания DBS Group Holdings, крупнейшего банка Сингапура, что подчеркивает дрейф политики в пользу хорошо связанных и обеспеченных людей. 

Нынешний подход Сингапура также противоречит духу криптостартапов - прозрачности и гибкости. Напротив, при нынешнем подходе MAS редко, если вообще когда-либо, сообщает криптосоискателям, что требуется для достижения успеха. Благодаря отсутствию объективных критериев, доступных общественности, создается впечатление, что MAS отдает предпочтение элите, при этом реальная прозрачность в отношении того, почему принимаются такие решения, очень мала. Я слышал, как утверждали, что MAS должна получить свободу действий, поскольку ее работа заключается в защите общественности, и в этом отношении MAS не одинока в своей непрозрачности как финансовый регулятор. 

По аналогии с криптостартапами в Сингапуре, в прошлом году криптоторговый орган Великобритании CryptoUK обратился к канцлеру HM Treasury с письмом по поводу индустрии криптоактивов. В нем высказывались аналогичные опасения по поводу темпов регулирования криптовалют, отсутствия обратной связи и рисков, которые это создает для экономики после Брексита - все это перекликается с ситуацией, с которой криптобизнесы сейчас сталкиваются в Сингапуре. 

Поэтому, хотя я признаю на базовом уровне, что MAS как регулятор "только выполняет свою работу", как в случае с Великобританией, опасность заключается в том, что нынешний процесс подачи заявок принесет пользу только элитной горстке крупных организаций, у которых есть ресурсы, чтобы сидеть и ждать. В результате они уйдут в более дружественные юрисдикции. По сообщениям, компания Binance уже собирается перенести свою корпоративную штаб-квартиру в Объединенные Арабские Эмираты, и когда эта сделка будет заключена, несомненно, многие криптовалютные стартапы будут испытывать сильное искушение последовать этому примеру и тоже переехать.

В самом начале написания этой статьи я хотел подчеркнуть свою веру в долгосрочную жизнеспособность криптовалютной и блокчейн-экосистемы Сингапура, основанной на успешной финансовой системе, которая является предметом зависти Юго-Восточной Азии. Я также приветствую последние рекомендации MAS, призванные предупредить общественность о рисках при торговле и инвестировании в криптовалюты. Эти рекламные рекомендации являются необходимыми, правильными и перспективными.

Строгие рекламные рекомендации по продвижению криптовалютных услуг необходимы, если мы хотим, чтобы нас воспринимали всерьез как отрасль. Эти правила необходимы, поскольку они призваны предотвратить ложную рекламу или дезинформацию, которые могут ввести людей в заблуждение и заставить их инвестировать свои доходы в криптовалюты, не зная всех рисков, стоящих за ними. Это предупреждение также пришло своевременно, поскольку я наблюдаю растущее число многоуровневых маркетинговых проектов по продаже токенов, циркулирующих в Интернете, которые, похоже, нацелены на пожилых людей. Поэтому я надеюсь, что эти новые рекомендации помогут отпугнуть некоторые из этих понзи-подобных проектов, которые ухватились за криптовалюту. 

Наконец, торговля криптовалютами также может вызывать опасное привыкание. Национальный совет по проблемам азартных игр Сингапура (NPCG) должен взять на себя инициативу и создать целевую группу для решения возможных проблем, связанных со спекуляциями криптовалютами или крипто-беттингом. Я понимаю, что это непростая задача, например, рост криптоказино, управляемых из децентрализованной сети (DAO), тоже может стать новой проблемой, но я считаю, что важно действовать быстро, чтобы обезопасить общественность и избавиться от плохих игроков в этой индустрии.

Источник