Поглощение Элоном Маском гиганта социальных сетей Twitter вызвало много споров, в результате чего сотни тысяч пользователей перешли на Mastodon, децентрализованную альтернативу. 

Mastodon, имеющий более 1,8 миллиона среднемесячных пользователей, попал в заголовки основных СМИ как альтернатива Twitter. Среднемесячное число пользователей Mastodon составляло менее 400 000 до того, как Маск появился в штаб-квартире Twitter 27 октября, в результате чего платформа оказалась втянута в череду споров и опасений банкротства.

По оценкам, после смены руководства Twitter потерял более миллиона пользователей. По словам Дэнни О`Брайена, старшего научного сотрудника Filecoin Foundation for the Decentralized Web, эти потери могут стать возможностью для таких платформ, как Mastodon, изменить ландшафт социальных сетей. 

"До сих пор люди чувствовали, что застряли на таких сайтах, как Facebook или Twitter. Я надеюсь, что после многих лет работы в фоновом режиме с меньшим количеством людей децентрализованные социальные сети готовы загореться и расти", - добавил О`Брайен.

Так что же такое Mastodon? 

Mastodon считается децентрализованной, поскольку не является единой платформой и не принадлежит одному человеку или фирме. Это совокупность около 3 000 отдельных серверов, управляемых отдельными организациями или частными лицами. Различные серверы составляют коллективную сеть Mastodon. 

"Она исходит из идеи, на которой был построен первоначальный Интернет, а именно: все мы - равные, и мы хотим общаться друг с другом без посредников", - говорит О'Брайен. 

Хотя децентрализованная структура Mastodon заставила некоторых пользователей не знать, на каком сервере регистрироваться на главном сайте, О`Брайен называет это возвращением к истокам интернета.

"Выбор серверов похож на выбор поставщика услуг электронной почты, и каждый из них привлекателен для разных групп людей со своим набором политик".

Серверы, называемые "Instances", определяют обновления и сообщения, которые пользователь видит в ленте новостей "Local". Большинство серверов тематические - например, по странам, городам или хобби - и выбор пользователя формирует общий опыт. 

С помощью функций поиска или изучения пользователи могут следить за другими инстансами и их аккаунтами. На "Главной" странице Mastodon отображаются сообщения последователей всех Инстанций. "Главная", "Местная" и "Федерация" - это три новостные ленты, доступные на Mastodon, причем "Федерация" является расширенной версией "Местной".

Размещение 

После создания профиля на сервере платформа позволяет аккаунтам размещать видео и изображения. В то время как сообщение в Twitter называется твитом, Mastodon называет их "тоутами". Репост пользовательского тота называется "бустом".

Большинство серверов позволяют размещать сообщения объемом до 500 символов, что почти в два раза больше, чем 280-символьный лимит в Twitter. Сайт также позволяет отправлять прямые сообщения, но Mastodon предупреждает, что данные сообщений могут сохраняться на отдельных серверах. 

Модерация сообщений возложена на владельцев каждого инстанса, которые создают свои собственные правила, вместо того чтобы использовать подход Twitter "сверху вниз". 

Хотя платформа утверждает, что большинство серверов имеют свою собственную политику модерации, некоторые не имеют ее. О сообщениях можно сообщить владельцам сервера, которые могут их удалить, но это не обязательно удалит их везде, по словам Mastodon. 

Руководство платформы предлагает перейти на сервер с системой модерации, которая лучше всего соответствует предпочтениям пользователя.

`Не продается`

Mastodon называет себя "сервером социальных сетей, который не продается", предлагая платформу без алгоритмов, рекламы или платных стен. 

В отличие от Twitter, Mastodon не предлагает пользователям аккаунты, за которыми нужно следить. Платформа также не предлагает курируемый опыт, как это делает Twitter, в плане просмотра сообщений - пользователи видят, что говорят их подписчики в режиме реального времени. 

Отсутствие алгоритмов также затрудняет вирусное продвижение на сайте. 

По словам О`Брайена, это потому, что Mastodon пытается быть "антивирусным". Например, пользователи не могут цитировать твиты на Mastodon, как это делается на Twitter. 

"Это потому, что дизайнеры понимают, что твиты с цитатами обычно используются для того, чтобы накинуться на людей и выставить их в плохом свете", - говорит О`Брайен. "Эта штука предназначена для хорошего общения, а не для троллинга".

Грядущие соперники? 

Возможно, у Mastodon появится новый конкурент: основатель Twitter Джек Дорси работает над своей децентрализованной сетью BlueSky, которая проходит бета-тестирование.

Хотя платформы, подобные Mastodon, разделяют темы пространства Web 3.0, О`Брайен повторяет, что в основе своей это то же самое программное обеспечение, которое лежало в основе оригинального веба. 

Надеемся, что децентрализованные социальные сети смогут соединить пользователей Web 3.0 и традиционного Интернета и сделать их более любопытными в этом пространстве, говорит О`Брайен. 

Источник