В 2021 году казалось, что 10 новых Диснея — и следующие 20 Пикассо — появились из блокчейна и различных коллекций невзаимозаменяемых токенов (NFT).

Непомерные значения NFT в том году свидетельствовали о твердой вере во многие проекты. Но два года спустя эти «следующие Диснеи» мало что добились. Эта ситуация вызвала значительное разочарование на рынке и среди инвесторов, и среди энтузиастов.

Неудачи проектов часто приписывают основателям. Тем не менее, жадность, тревога и иррациональность, распространенные среди участников Web3, также сыграли существенную роль в экосистеме.

Мы находимся в сложной среде, где даже самым опытным и дальновидным основателям сложно ориентироваться в динамике рынка. Это часто оставляет за собой след незавершенных проектов и невыполненных обещаний, что еще больше подрывает доверие к сектору.

Пагубное влияние жадности

Представьте себе вечеринку с билетами по цене 100 долларов. Кто-то, желающий прийти на мероприятие с друзьями, пропускает первоначальную распродажу. Обращаясь на вторичный рынок, они платят за билет 500 долларов.

Вероятность разочарования высока, поскольку на мероприятии предполагалось получить опыт в размере 100 долларов. С билетом за 500 долларов ожидания неизбежно выше, а это часто означает, что впечатления не соответствуют реальности.

На рынке криптовалют это разочарование, вызванное жадностью, очевидно. Вы можете заплатить 20 эфиров (ETH) за NFT, который изначально продавался за 0,5 ETH, но важно согласовать свои ожидания со стоимостью 0,5 ETH. (Это особенно верно, учитывая, что гонорары за Web3 снизились, и эта ситуация также не позволяет основателям получать выгоду от дорогостоящих вторичных продаж.)

Сосредоточьте свое внимание на первой цене товара, которую вы видите, вместо того, чтобы принимать во внимание весь контекст. Это называется предвзятостью привязки, когда первоначальная информация сильно влияет на последующие решения и восприятие. Это означает, что покупатели рассматривают высокую цену NFT, которую они покупают, как «якорь» своих ожиданий относительно полезности, что приводит к циклу разочарований.

Тревога также создает проблемы

Разработка качественного продукта требует времени. Но рынок часто ожидает нереально быстрого прогресса.

Эти ожидания оказывают огромное давление на строителей и учредителей, которые оказываются в цикле постоянных заявлений, призванных удовлетворить стремление сообщества к постоянной стимуляции и прогрессу.

В последнем цикле крупные игровые проекты стали одним из примеров этого явления. Некоторые люди считали, что амбициозные игры Triple-A, созданные на Unreal Engine 5, будут выпущены всего за несколько месяцев, хотя обычно на их разработку уходит от трех до пяти лет.

Они сбросили свои токены, когда поняли, что это займет больше времени, потому что один год кажется 10-летним, когда вы зависимы от волатильности.

В некоторых случаях открытие процесса сборки для публики является благословением, которое стало возможным благодаря Web3. Однако это также может создать токсичный климат, который негативно влияет на мышление и благополучие основателей проектов.

Роль иррациональности

Исследования показали, что примерно 75% стартапов, поддерживаемых венчурным капиталом, терпят неудачу.

Как и стартапы, коллекции NFT работают в рискованных экспериментальных условиях. Тем не менее, рынок часто упускает из виду риск, вместо этого ожидая неопределенного успеха и роста.

Это в значительной степени обусловлено предвзятостью подтверждения — психологическим феноменом, который предполагает акцент на информации, которая соответствует существующим убеждениям и предпочтениям человека, при игнорировании противоречивых доказательств.

Во время предыдущего бычьего подъема это было воплощено в слове «WAGMI», аббревиатуре от «Мы все справимся».

Но на рынке, основанном на покупках и продажах, некоторые участники должны проиграть, чтобы другие выиграли.
Но на рынке, основанном на покупках и продажах, некоторые участники должны проиграть, чтобы другие выиграли.

К сожалению, это означает, что ВАГМИ нет — особенно в условиях низкой финансовой грамотности и большого беспокойства. Эта комбинация может быть особенно опасной, поскольку приводит к решениям, основанным больше на эмоциях, чем на рациональном анализе.

С другой стороны, с 2021 года экосистема сильно изменилась. Хорошие проекты, которым удалось адаптироваться к изменениям рынка и рыночному контексту, становятся все более очевидными, а также произошло значительное взросление человечества.

Многие основатели стали «генеральными директорами» в одночасье, что аналогично смене шин автомобиля, движущегося со скоростью 100 миль в час — 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Спустя почти три года и некоторые изменения многие из этих руководителей и команд стали гораздо более зрелыми, подготовленными и сосредоточенными на создании чего-то ценного.

И хотя успех во многом зависит от них, он также зависит от зрелости сообщества Web3. Хороших лидеров будет недостаточно, чтобы исправить игру, если она сломана чрезмерной жадностью, тревогой и иррациональностью. Инвесторы должны учитывать это и попытаться улучшить ситуацию как в финансовом, так и в личном плане, когда мы вступаем в следующий бычий период.

Луги Тилье — коммерческий директор Lumx Studios, веб-студии в Рио-де-Жанейро, в число инвесторов которой входит BTG Pactual Bank, крупнейший инвестиционный банк в Латинской Америке.

Источник