В последние годы технологии нанесли музыкантам сокрушительный удар: потоковое воспроизведение музыки привело к тому, что цена за единицу музыкальных произведений снизилась почти до нуля. Однако многие считают, что на помощь может прийти другая технология - блокчейн и, в частности, неиграбельные токены.
"НФТ могут снова вернуть ценность музыки", - сказал в интервью Forkast.News Почанг Ву, соучредитель тайваньской платформы НФТ OURSONG и главный вокалист рок-группы Echo.
Компания OURSONG, запущенная в 2019 году и посвященная цифровым коллекционным предметам для музыки, начала свою жизнь как исследовательский проект двумя годами ранее в рамках KKBOX, крупного музыкального стримингового сервиса в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Ву сказал, что Крис Лин, другой соучредитель OURSONG, который также является соучредителем KKBOX, чувствовал себя "немного виноватым, что он был частью движения, которое сделало музыку бесценной", поэтому в 2017 году они начали изучать, как технология блокчейн может сделать музыку редкой и продаваемой в цифровом мире и создать новую форму цифровых коллекционных предметов для музыки.
"В то время мы думали: "Как мы создадим уникальный контейнер, и как этот контейнер будет визуализирован? И как этот контейнер может предоставить пользователю опыт, схожий с тем, что он получает при покупке винила, CD или кассеты?", - рассказал Forkast.News Теренс Леонг, еще один соучредитель OURSONG.
"Это очень просто, потому что, когда вы сможете это сделать, вы потенциально сможете вернуть музыкальную индустрию не назад, а вперед, в ретроспективе, где мы сможем вернуться к цене за единицу музыки", - сказал Леонг, который имеет 25-летний опыт работы в качестве композитора и музыкального продюсера на таких лейблах, как Sony Music, EMI Music и Universal Music.
Недоплата художникам
Бизнес потоковой передачи музыки "за последние полтора десятилетия сильно разросся, и цена единицы песни минимальна", - сказал Леонг.
Spotify, например, обычно платит от 0,003 до 0,005 долларов США за поток, согласно отчету Insider и статье в Wall Street Journal. Apple Music платит 0,01 доллара США за поток, согласно отчету журнала.
Эти цифры резко контрастируют с тем, что было в отрасли два десятилетия назад. Леонг сказал, что в 1999 году объем рынка записанной музыки составлял 33 миллиарда долларов США, и что звукозаписывающие компании и артисты могли зарабатывать на продаже музыки, "потому что у вас была значительная маржа".
Некоторые артисты выступили против потоковых платформ. Еще в 2014 году американская певица Тейлор Свифт в знак протеста удалила всю свою дискографию из Spotify.
"Музыка - это искусство, а искусство - это важно и редко. Важные, редкие вещи ценны. За ценные вещи нужно платить", - написала Свифт в комментарии в Wall Street Journal в том же году.
Ханджин Тан, 45-летний сингапурский автор-исполнитель и музыкальный продюсер, живущий в Гонконге, разделяет аналогичные взгляды. За последние несколько месяцев он превратил свои песни в NFT и продал ограниченный тираж музыкальных NFT по цене 7 BinanceCoin (2 204 доллара США) за штуку.
"Когда вы подписываетесь на [музыкальную потоковую] платформу, вы получаете шведский стол из всего, что хотите слушать", - сказал Тан в интервью Forkast.News.
Разрыв в доходах
Тан сказал, что он заметил разрыв в доходах в музыкальной индустрии, особенно среди китайских исполнителей.
Например, в Китае в 2020 году около 52% музыкантов ничего не зарабатывали на музыке, а около 24% получали от музыки менее 5% своего дохода, согласно опросу, проведенному исследовательской группой Коммуникационного университета Китая.
"Это неприемлемо, поэтому я пытался найти выход из этой ситуации", - сказал Тан. "Я смотрел на молодых музыкантов, и у нас не так много новой крови. Это просто потому, что они не могут выжить. Те ребята, которые сейчас на слуху, в основном просто выжили благодаря своим зубам".
Леонг сказал: "Если вы станете хитом № 1 на потоковой платформе, вы заработаете много денег. Но я думаю, что для многих независимых музыкантов потоковых денег недостаточно, потому что вам нужен объем".
Тайваньский ветеран творческой индустрии, работавший в Universal Music в Нью-Йорке, сказал Forkast.News, что NFT часто могут нарушить границы цен на такие товары, как книги и компакт-диски, которые должны лежать в определенном диапазоне. Преданные поклонники могут быть готовы заплатить за NFT больше, чем обычно платят за физические альбомы, сказал ветеран индустрии.
Владение против использования
В прошлом сбор и использование были связаны друг с другом, говорит Ву. Это означало, что если люди хотели слушать музыку, им приходилось покупать физические альбомы и проигрывать их. "Если я не владел музыкой, я не мог ее использовать или слушать", - сказал он.
"Но сейчас все по-другому. Даже поскольку цифровой мир преобладает, мы как бы разделили эти две вещи и должны платить только за использование [потоковым сервисам], чтобы слушать музыку, не владея ею", - добавил Ву.
Однако Ву отметил, что в отрасли стало появляться все больше коллекций. По словам Ву, в 2019 году продажи винила - в основном для коллекционирования - превысили продажи компакт-дисков.
"Причина, по которой вы покупаете винил, в основном в том, чтобы коллекционировать его, а в большинстве случаев вы все еще слушаете музыку на потоковых сервисах", - сказал Ву, добавив, что если эта идея справедлива, то было бы естественно применить ту же идею к принятию NFT.
Для артистов широкое распространение потоковой музыки привело к сокращению их доходов, но Ву сказал: "NFT могут вернуть чувство коллекционирования, что, возможно, компенсирует ту прибыль, которой мы пожертвовали ради намерения сделать наши песни широко известными [благодаря увеличению потокового распространения музыки]".
"Для меня это был бы идеальный мир, если бы я мог позволить людям, которым нравится моя музыка, собирать мои произведения [через NFT] и в то же время иметь широкое распространение моей музыки почти бесплатно [через потоковое вещание]", - добавил он.
Леонг поддержал это мнение, сказав: "Мы считаем, что NFT - это только начало процесса активизации Интернета", - написал он в мае в своем блоге.
"Будь то фрагмент контента, отдельная мысль, онлайн-опыт или следы нашего участия, акцент технологии blockchain на неизменяемых записях и распределенной бухгалтерской книге является именно ее самым ценным обещанием для будущего и человечества", - написал Леонг. "Это самая большая в мире база данных, созданная для людей и по праву контролируемая людьми, а не Твиттером Элона Маска".
Создание сообществ покровителей
Тан сказал, что НФТ - это хороший способ восстановить отношения между меценатами и музыкантами, которые преобладали в досовременной Европе, как отношения, которые были у композиторов, таких как Моцарт и Бетховен, со своими покровителями.
"Что [НФТ] делают, так это позволяют музыкантам исследовать различные способы монетизации с более высокой маржой", - сказал Леонг.
Например, по его словам, если у музыканта есть 100 поклонников, готовых потратить 10 долларов США, это может принести 1000 долларов США, в то время как если те же 100 поклонников продолжают слушать песни музыканта на потоковых платформах снова и снова, сумма денег, которую можно получить, будет намного меньше.
"[С помощью НФТ] вы можете найти нишевые сообщества фанатов и получить от этого прибыль". сказал Леонг. "Это очень важно для независимых создателей. Вы можете взять свой контент и продать его людям, которым он достаточно дорог... Это не просто предоставление им MP3, который вы все равно найдете в Интернете, а предоставление им чего-то уникального".
Компания OURSONG изучила множество способов предоставления льгот поклонникам, покупающим цифровые коллекционные предметы. Для многих проектов на OURSONG покупатели могут получить доступ к эксклюзивным чат-группам для общения с единомышленниками.
"В некоторых случаях я видел, как артист общается со своими фанатами в фан-клубе, - сказал Леонг, - Они как бы становятся вашей "армией". Я имею в виду, именно так BTS вышли на мировой уровень. Это как действительно сильная поддержка фанатов".
BTS - это бойз-бенд, состоящий из семи участников, дебютировавший в 2013 году и за последние несколько лет покоривший мир своими мощными фан-клубами.
Поступая таким образом, создатели, по сути, отсеивают платящих и неплатящих слушателей.
"Вы отсеиваете потребителей, готовых платить, и помещаете их в место, где они могут общаться с другими потребителями, готовыми платить, и качество взаимодействия становится намного выше", - сказал Леонг.
Недавняя шумиха вокруг NFT помогла OURSONG обеспечить уверенный рост. По словам Ву, с 20 апреля по конец июня общий объем транзакций на платформе компании вырос в десять раз по сравнению с прошлым годом и составил примерно 100 000 долларов США.
"[НФТ] могут создать долговременный, новый поток доходов для создателей", - сказал он.
"Это шанс, когда твоя работа может принести деньги и заплатить за квартиру, а не сидеть и ждать следующего проекта", - сказал Тан. "Потому что артисты не выпускают альбомы, а заведения не открываются в ближайшее время. Потоковое вещание не принесет вам денег".
Источник