По данным DeBank, за последний год сфера децентрализованных финансов или DeFi резко выросла, и общая стоимость DeFi составила около 90 миллиардов долларов. Экосистема DeFi включает такие проекты, как Maker, Aave, Compound, Uniswap и другие, и быстро появляются новые. DeFi - это широкое понятие для описания новой области финансов, построенной с использованием децентрализованных технологических инструментов и характеризующейся открытостью, отсутствием разрешений, отсутствием посредников и отсутствием единой точки отказа.

Спектр DeFi широк, и точная степень и сочетание различных технологических и управленческих функций определяют, насколько децентрализован конкретный проект DeFi и является ли это DeFi вообще. DeFi в настоящее время включает в себя такие услуги, как кредитование и заимствование, деривативы, маржинальная торговля, платежи, управление активами и нематериальные токены, и в будущем он будет расширяться и диверсифицироваться.

Быстро расширяющийся рынок DeFi не ускользнул от внимания властей - одной из них является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). ФАТФ - это межправительственный орган, определяющий политику, который отслеживает и устанавливает международные стандарты для правил борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма посредством своих рекомендаций правительствам. В марте ФАТФ выпустила проект пересмотренного руководства по подходу к виртуальным активам и поставщикам услуг виртуальных активов, основанному на оценке риска, или VASP, по которому до конца апреля ожидала комментариев от заинтересованных сторон. Окончательное пересмотренное руководство должно быть опубликовано в июне.

ФАТФ впервые представила виртуальный актив и VASP в своем глоссарии в 2018 году и четко разъяснила, что к ним применяются стандарты и рекомендации ФАТФ. В июне 2019 года ФАТФ выпустила дополнительное руководство по риск-ориентированному подходу к виртуальным активам и VASP, помогая властям реагировать на действия с виртуальными активами и VASP. Кроме того, он также помог частным субъектам, участвующим в деятельности с виртуальными активами, понять свои обязательства по соблюдению требований ПОД / ФТ.

Предстоящее руководство сосредоточено на шести областях: 1) разъяснение определений виртуальных активов и VASP; 2) стейблкоины; 3) риски и потенциальные средства снижения риска для одноранговых транзакций; 4) лицензирование и регистрация VASP; 5) выполнение Правила путешествия; 6) принципы обмена информацией и сотрудничества между супервизорами VASP.

Некоторые из наиболее активно обсуждаемых вопросов касаются широкого подхода к определению VASP, поскольку рекомендации FATF требуют, чтобы все VASP регулировались для целей AML / CTF, лицензировались или регистрировались и подлежали мониторингу или надзору. Они также будут подпадать под действие Правила путешествий. Поэтому крайне важно, чтобы все участники деятельности, связанной с виртуальными активами, имели ясное представление о том, подпадают ли они под определение VASP.

DApps и VASP

VASP определяется как любое физическое или юридическое лицо, которое осуществляет, для или от имени другого лица (например, в качестве посредника), определенные действия или операции, включая обмен - либо между виртуальными активами и фиатными валютами, либо между виртуальными активами - или перевод виртуальных активов.

ФАТФ признает, что деятельность VASP, обмен или передача виртуальных активов, также может осуществляться через децентрализованные обмены. Это программы, которые представляют собой децентрализованные или распределенные приложения, или DApps, которые работают в одноранговой сети компьютеров, на которых работает протокол блокчейна. Сам Dapp не считается VASP, поскольку FATF утверждает, что он не стремится регулировать технологию, а его стандарты должны быть технологически нейтральными.

Тем не менее, FATF дает понять, что она придерживается широкого взгляда на виртуальные активы и определения VASP, и что в большинстве существующих соглашений участвует какая-либо сторона, которая может квалифицироваться как VASP, либо на стадии разработки, либо на стадии запуска проекта. В проекте руководства указано, что у DApps обычно есть «центральная сторона», участвующая в создании и запуске актива, настройке параметров, хранении административного ключа или сборе сборов, и такие организации, связанные с DApp, могут квалифицироваться как VASP.

Какие участники DeFi могут стать потенциальными новыми VASP?

Точно так же, как указано в руководстве FATF от 2019 года, упоминаются владелец / оператор (ы), но на этот раз они не только могут подпадать под определение VASP, но и, вероятно, подпадать под него, поскольку они осуществляют деятельность VASP как бизнес от имени своего клиенты. Это применимо, даже если другие стороны должны играть определенную роль или процесс автоматизирован. Кроме того, любое лицо, участвующее в деятельности по развитию бизнеса для DApps, может квалифицироваться как VASP при условии, что они участвуют в деятельности VASP как бизнес и от имени других (т. Е. В качестве посредников).

Кроме того, в проекте руководства указывается, что любой, кто руководит созданием, разработкой или запуском программного обеспечения для предоставления услуг VASP для получения прибыли, скорее всего, также будет VASP. Провайдер, который запускает услугу, будет по-прежнему подпадать под действие правил VASP в будущем, даже если платформа станет полностью автоматизированной и провайдер больше не будет задействован. Это именно тот случай, когда провайдер может продолжать получать прямую или косвенную выгоду за счет сбора комиссионных или получения прибыли другими способами. Это потенциально может относиться к тем разработчикам, которые могут получить выгоду от повышения цены токенов, и ФАТФ специально указывает, что стороной, получающей прибыль от использования виртуального актива, может быть VASP. Также неясно, как будут относиться к держателям токенов управления, поскольку ФАТФ объясняет, что лицо, принимающее решения, которое контролирует условия предоставляемых финансовых услуг, вероятно, также будет VASP.

ФАТФ ясно дает понять, что запуск инфраструктуры равносилен предложению ее услуг, а поручение другим строить ее эквивалентно ее собственному строительству. Весь жизненный цикл продукта или услуги имеет значение, и децентрализация любого отдельного элемента операций не влияет на квалификацию VASP и не освобождает VASP от его обязательств. FATF также неопределенно заявляет, что некоторые виды услуг сопоставления или поиска также могут квалифицироваться как VASP, даже если они не включены в транзакцию, несмотря на заявление о том, что платформа услуг чистого сопоставления, которая не выполняет услуги VASP, не будет VASP.

Одним из последствий попадания в определение VASP будет применение правила путешествий, когда VASP должны будут выполнять обширные проверки «Знай своего клиента» и «Борьба с отмыванием денег» для отправителя и получателя транзакций. Такие требования, предъявляемые к участникам DeFi, вызывают множество опасений, в том числе вопросы конфиденциальности и защиты данных.

Заключение

DeFi в настоящее время работает без регулирования или с минимальным регулированием по сравнению с традиционным централизованным финансированием. Становится ясно, что некоторая форма соблюдения нормативных требований для DeFi неизбежна. Однако проект руководства ФАТФ вызывает некоторые вопросы. Согласно текущему предложению, все виды сторон, которые считаются центральными сторонами, вовлеченными организациями или поставщиками, могут столкнуться с тяжелым бременем соответствия VASP, даже если их роль в проекте DeFi ограничена либо по времени, либо по существу.

Отсутствие дальнейшей ясности в отношении того, кто и когда будет попадать под определение VASP, может подтолкнуть отдельные страны к принятию широкой сферы регулирования и чрезмерному регулированию. Также неясно, как обязательства VASP могут быть применены на практике к DeFi или выполнены через протоколы DeFi, автономное программное обеспечение и незащищенные кошельки.

DeFi - это новая парадигма финансов, характеризующаяся открытостью, отсутствием разрешений и отсутствием посредников. Это многомерное и динамично развивающееся явление переживает экспериментальную фазу. Может показаться преждевременным налагать строгие нормативные обязательства, которые изначально были разработаны для централизованных организационных структур, для развивающейся экосистемы DeFi. Снижение рисков так же важно, как и не загонять инновации DeFi в подполье, поскольку это приведет к обратному эффекту и может принести неясность вместо прозрачности и неопределенность вместо ясности.

Хотя руководство ФАТФ не имеет обязательной юридической силы, ожидается, что ему будут следовать. Страны, которые этого не сделают, рискуют попасть в так называемый «серый список» юрисдикций ФАТФ, находящихся под усиленным мониторингом, или «черный список» юрисдикций с высоким уровнем риска, в отношении которых будет предложен призыв к действию. Заинтересованные стороны предоставили свои отзывы, и теперь настала очередь FATF выпустить окончательное руководство, которое может определить следующую главу для DeFi.

Агата Феррейра - доцент Варшавского технологического университета и приглашенный профессор ряда других академических учреждений. Она изучала право в четырех различных юрисдикциях в рамках систем общего и гражданского права. Агата занималась юридической практикой в ​​финансовом секторе Великобритании более десяти лет в ведущей юридической фирме и в инвестиционном банке. Она является членом группы экспертов Обсерватории и форума по блокчейну ЕС и членом консультативного совета по блокчейну для Европы.

Источник