Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) выпустила долгожданное руководство по виртуальным активам, в котором изложены стандарты, которые могут изменить криптоиндустрию в Соединенных Штатах и ​​во всем мире. Руководство направлено на решение одной из наиболее важных задач для криптоиндустрии: убедить регулирующие, законодательные органы и общественность в том, что оно не способствует отмыванию денег.

Руководство особенно касается тех частей криптоиндустрии, которые недавно привели к значительной нормативной неопределенности, включая децентрализованное финансирование (DeFi), стейблкоины и нематериальные токены (NFT). Руководство в значительной степени соответствует новому подходу регулирующих органов США к DeFi и стейблкоинам. Положительным моментом для отрасли является то, что FATF, по-видимому, менее агрессивна по отношению к NFT и, возможно, призывает к предположению, что NFT не являются виртуальными активами. Однако это руководство открывает участникам возможность регулировать NFT, если они используются в «инвестиционных целях». Мы ожидаем, что это указание добавит масла в огонь ралли NFT, которое продолжается большую часть 2021 года.

Расширение определения поставщиков услуг виртуальных активов

ФАТФ - межправительственная организация, в задачу которой входит разработка политики по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Хотя FATF не может создавать обязательные законы или политики, ее руководство оказывает значительное влияние на законы о борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег (AML) среди ее членов. Казначейство США - одно из государственных ведомств, которое в целом соблюдает и применяет нормативные акты, основанные на рекомендациях ФАТФ.

Долгожданное руководство FATF использует «экспансивный подход» к расширению определения поставщиков услуг виртуальных активов (VASP). Это новое определение включает обмен между виртуальными активами и фиатными валютами; обмены между несколькими формами виртуальных активов; передача цифровых активов; хранение и администрирование виртуальных активов; участие и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением и продажей виртуального актива.

После того, как организация помечена как VASP, она должна соответствовать применимым требованиям юрисдикции, в которой она ведет бизнес, что обычно включает реализацию программ по борьбе с отмыванием денег (AML) и борьбе с терроризмом, иметь лицензию или регистрацию в местном правительстве. и подлежат надзору или мониторингу со стороны этого правительства.

Отдельно ФАТФ дает широкое определение виртуальных активов (ВА):

«Цифровое представление стоимости, которую можно продавать в цифровом виде или передавать, а также использовать в платежных или инвестиционных целях». Но исключает «цифровые представления фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов, которые уже охвачены в других положениях Рекомендаций ФАТФ».

Взятые вместе, определение VA и VASP, данное ФАТФ, по-видимому, расширяет требования AML, борьбы с терроризмом, регистрации и мониторинга на большинство игроков в криптоиндустрии.

Влияние на DeFi

Рекомендации FATF относительно протоколов DeFi менее чем ясны. ФАТФ начинает с заявления:

«Приложение DeFi (то есть программное обеспечение) не является VASP в соответствии со стандартами FATF, поскольку стандарты не применяются к базовому программному обеспечению или технологиям…»

Руководство не останавливается на достигнутом. Вместо этого FATF затем объясняет, что создатели, владельцы, операторы протокола DeFi или другие лица, которые поддерживают контроль или достаточное влияние на протокол DeFi, «могут подпадать под определение VASP, определенное FATF, если они предоставляют или активно содействуют услугам VASP». Далее в руководстве объясняется, что владельцы / операторы проектов DeFi, которые квалифицируются как VASP, отличаются «своим отношением к предпринимаемой деятельности». Эти владельцы / операторы могут осуществлять достаточный контроль или влиять на активы или протокол проекта. Это влияние также может существовать путем поддержания «постоянных деловых отношений между ними и пользователями», даже если оно «осуществляется посредством смарт-контракта или, в некоторых случаях, протоколов голосования».

В соответствии с этой формулировкой ФАТФ рекомендует регулирующим органам не просто принимать заявления о «децентрализации», а вместо этого проводить собственную проверку ». FATF заходит так далеко, что предполагает, что, если на платформе DeFi нет управляющего лица, юрисдикция может распорядиться о создании VASP в качестве обязанного юридического лица. В этом отношении FATF мало что сделала для того, чтобы изменить статус регулирования большинства игроков в DeFi.

Влияние на стейблкоины

Новое руководство подтверждает предыдущую позицию организации о том, что стейблкоины - криптовалюты, стоимость которых привязана к средству сбережения, например, к доллару США, - подпадают под стандарты FATF как VASP.

В руководстве рассматривается риск «массового внедрения» и исследуются конкретные конструктивные особенности, влияющие на риск ПОД. В частности, руководство указывает на «центральные органы управления стейблкоинами», которые «в целом будут подпадать под стандарты ФАТФ» как VASP. Основываясь на своем подходе к DeFi в целом, FATF утверждает, что заявлений о децентрализованном управлении недостаточно, чтобы избежать контроля со стороны регулирующих органов. Например, даже когда орган управления стейблкоинами децентрализован, FATF поощряет своих членов «выявлять обязанные организации и… снижать соответствующие риски… независимо от институциональной структуры и названий».

Руководство призывает VASP выявлять и понимать риски AML стейблкоинов до запуска и на постоянной основе, а также управлять и снижать риски до внедрения продуктов стейблкоинов. Наконец, ФАТФ предлагает поставщикам стейблкоинов стремиться получить лицензию в юрисдикции, в которой они в основном ведут свой бизнес.

Relayed: регуляторы приходят за стейблкоинами, но с чего им начать?

Влияние на NFT

Наряду с DeFi и стейблкоинами популярность NFT резко возросла, и теперь они составляют основу современной крипто-экосистемы. В отличие от экспансивного подхода к другим аспектам криптоиндустрии, FATF сообщает, что NFT «обычно не считаются [виртуальными активами] в соответствии с определением FATF». Это, возможно, создает предположение, что NFT не являются VA, а их эмитенты не являются VASP.

Однако, как и в своем подходе к DeFi, FATF подчеркивает, что регулирующие органы должны «учитывать природу NFT и ее функции на практике, а не используемые термины или маркетинговые термины». В частности, FATF утверждает, что NFT, которые «используются для платежей или инвестиционных целей», могут быть виртуальными активами.

Хотя руководство не определяет «инвестиционные цели», ФАТФ, вероятно, намеревается охватить тех, кто покупает NFT с намерением продать их позже с целью получения прибыли. В то время как многие покупатели покупают NFT из-за их связи с художником или работой, большая часть отрасли покупает их из-за их способности увеличивать стоимость. Таким образом, хотя подход FATF к NFT, по-видимому, не такой обширный, как его руководство для DeFi или стейблкоинов, страны FATF могут полагаться на формулировку «инвестиционных целей» для введения более строгого регулирования.

Что руководство ФАТФ означает для криптоиндустрии

Руководство FATF внимательно отслеживает агрессивную позицию регулирующих органов США в отношении DeFi, стейблкоинов и других основных частей крипто-экосистемы. В результате как централизованные, так и децентрализованные проекты будут испытывать все большее давление с целью соблюдения тех же требований AML, что и традиционные финансовые учреждения.

В дальнейшем проекты DeFi, как мы уже видим, будут глубже проникать в DeFi и экспериментировать с новыми структурами управления, такими как децентрализованные автономные организации (DAO), которые приближаются к «истинной децентрализации». Даже такой подход сопряжен с риском, поскольку широкое определение VASP, данное ФАТФ, создает проблемы с ключевыми лицами, подписывающими смарт-контракты, или держателями закрытых ключей. Это особенно важно для DAO, потому что подписавшие могут быть классифицированы как VASP.

Учитывая широкую интерпретацию ФАТФ, кто «контролирует или влияет» на проекты, криптопредпринимателям предстоит тяжелая борьба не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире.

Соавторами этой статьи являются Jorge Pesok и John Bugnacki.

Хорхе Песок является генеральным советником и директором по соблюдению нормативных требований в Tacen Inc., ведущей компании по разработке программного обеспечения, которая создает программное обеспечение с открытым исходным кодом на основе блокчейн. До прихода в Tacen Хорхе накопил обширный юридический опыт консультирования технологических компаний, криптовалютных бирж и финансовых учреждений в SEC, CFTC и DOJ.
Джон Бугнаки является руководителем отдела политики и клерком в компании Tacen Inc. Джон является экспертом в области управления, безопасности и развития. Его исследования и работа были сосредоточены на жизненно важном пересечении истории, политологии, экономики и других областей в обеспечении эффективного анализа, диалога и взаимодействия.

Источник