В последний день июня Европейский союз достиг соглашения о регулировании индустрии криптоактивов, дав зеленый свет "Рынкам криптоактивов" (Markets in Crypto-Assets, MiCA), основному законодательному предложению ЕС по надзору за этой индустрией в 27 странах-членах. Днем ранее, 29 июня, законодатели стран-членов Европейского парламента уже приняли Положение о переводе средств (ToFR), которое устанавливает стандарты соответствия для криптоактивов, чтобы снизить риски отмывания денег в этом секторе.
Учитывая этот сценарий, сегодня мы подробнее рассмотрим эти два законодательных акта, которые, благодаря своей широкой сфере действия, могут служить параметром для других членов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) за пределами 27 стран ЕС. Поскольку всегда полезно понимать не только результаты, но и события, которые привели нас к текущему моменту, давайте вернемся на несколько лет назад.
Отношения между ФАТФ и недавно принятым законодательством ЕС
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - это глобальная межправительственная организация. Ее членами являются большинство крупных национальных государств и ЕС. ФАТФ не является демократически избранным органом; она состоит из назначаемых странами представителей. Эти представители разрабатывают рекомендации (руководства) о том, как страны должны формулировать политику борьбы с отмыванием денег и другие меры финансового контроля. Хотя эти так называемые рекомендации не являются обязательными, если страна-участница отказывается их выполнять, это может иметь серьезные дипломатические и финансовые последствия.
В соответствии с этим, ФАТФ выпустила свои первые рекомендации по криптоактивам в документе, опубликованном в 2015 году, в том же году, когда такие страны, как Бразилия, начали обсуждать первые законопроекты о криптовалютах. Этот первый документ 2015 года, который отражал существующую политику американского регулятора Financial Crimes Enforcement Network, был переоценен в 2019 году, и 28 октября 2021 года вышел новый документ под названием "Обновленное руководство по риск-ориентированному подходу к виртуальным активам и VASP", содержащий текущее руководство ФАТФ по виртуальным активам.
Это одна из причин, по которой ЕС, США и другие члены ФАТФ прилагают все усилия для регулирования криптовалютного рынка, помимо уже известных причин, таких как защита прав потребителей и т.д.
Если мы посмотрим, например, на 29 из 98 юрисдикций, парламенты которых уже приняли законы о "правиле путешествий", то все они последовали рекомендациям ФАТФ, чтобы поставщики услуг, связанных с криптоактивами, проверяли и сообщали монетарным властям, кто является их клиентами.
Европейский цифровой финансовый пакет
MiCA является одним из законодательных предложений, разработанных в рамках пакета цифрового финансирования, запущенного Европейской комиссией в 2020 году. Основной целью данного пакета цифровых финансов является содействие конкурентоспособности и инновациям финансового сектора в Европейском Союзе, утверждение Европы в качестве мирового законодателя стандартов и обеспечение защиты потребителей в сфере цифровых финансов и современных платежей.
В этом контексте два законодательных предложения - пилотный режим DLT и предложение по рынкам криптоактивов - стали первыми ощутимыми действиями, предпринятыми в рамках европейского пакета цифрового финансирования. В сентябре 2020 года эти предложения были приняты Европейской комиссией, как и Положение о переводе средств.
Такие законодательные инициативы были созданы в соответствии с Союзом рынков капитала - инициативой 2014 года, целью которой является создание единого рынка капитала на всей территории ЕС в попытке снизить барьеры для получения макроэкономических выгод. Следует отметить, что каждое предложение является лишь законопроектом, который для вступления в силу должен быть рассмотрен 27 странами-членами Европейского парламента и Совета ЕС.
По этой причине 29 и 30 июня политические переговорные группы Европейского парламента и Совета Европейского союза подписали два "промежуточных" соглашения по ToFR и MiCA, соответственно. Эти соглашения все еще носят временный характер, поскольку до вступления в силу они должны пройти через Комитет ЕС по экономическим и валютным вопросам, после чего должно состояться пленарное голосование.
Итак, давайте рассмотрим основные положения, согласованные политическими переговорными группами Европейского парламента и Европейского совета для крипто-рынка (криптовалюты и токены, обеспеченные активами, такие как стейблкоины).
Основные "утвержденные" темы Положения о переводе средств
29 июня политические переговорные группы Европейского парламента и Совета Европейского союза согласовали положения ToFR на европейском континенте, также известные как "правила путешествия". Эти правила подробно описывают конкретные требования к переводам криптоактивов, которые должны соблюдаться между такими провайдерами, как биржи, нехостинговые кошельки (например, Ledger и Trezor) и самохостинговые кошельки (например, MetaMask), заполняя основной пробел в существующей европейской законодательной базе по отмыванию денег.
Среди того, что было утверждено в соответствии с рекомендациями ФАТФ, основными темами являются следующие: 1) все переводы криптоактивов должны быть связаны с реальной личностью, независимо от стоимости (нулевой порог отслеживаемости); 2) поставщики услуг, связанных с криптоактивами - которые в европейском законодательстве называются Virtual Asset Service Providers, или VASPs - должны будут собирать информацию об эмитенте и бенефициаре переводов, которые они выполняют; 3) все компании, предоставляющие услуги, связанные с криптоактивами, в любой стране-члене ЕС станут обязанными организациями в соответствии с существующей директивой AML; 4) нехостированные кошельки (т.е., кошельки, не находящиеся на хранении у третьей стороны) будут затронуты правилами, поскольку VASP будут обязаны собирать и хранить информацию о переводах своих клиентов; 5) усиленные меры по обеспечению соответствия будут также применяться, когда поставщики услуг криптоактивов из ЕС взаимодействуют с организациями, не входящими в ЕС; 6) что касается защиты данных, данные правил путешествий будут подчиняться строгим требованиям европейского закона о защите данных, Общего положения о защите данных (GDPR); 7) Европейский совет по защите данных (EDPB) будет отвечать за определение технических спецификаций того, как требования GDPR должны применяться к передаче данных о правилах путешествий при криптографических переводах; 8) посреднические ПДУ, осуществляющие перевод от имени другого ПДУ, будут включены в сферу действия и будут обязаны собирать и передавать информацию о первоначальном отправителе и получателе по цепочке.
Здесь важно отметить, что европейский ToFR, похоже, полностью следует рекомендации, закрепленной в Рекомендации 16 ФАТФ. То есть, поставщикам услуг виртуальных активов недостаточно обмениваться данными о клиентах друг с другом. Должна быть проведена должная проверка других ПДУ, с которыми их клиенты совершают сделки, например, проверка того, проводят ли другие ПДУ проверку "Знай своего клиента" и имеют ли они политику борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма (AML/CFT), или способствуют ли они проведению сделок с контрагентами с высоким уровнем риска.
Кроме того, данное соглашение по ToFR должно быть параллельно одобрено Европейским парламентом и Советом до публикации в Официальном журнале ЕС и начнет действовать не позднее 18 месяцев после вступления в силу - без необходимости ждать продолжающейся реформы директив по ПОД/ФТ и борьбе с терроризмом.
Основные "утвержденные" точки рынков криптоактивов
MiCA является ключевым законодательным предложением, регулирующим крипто-сектор в Европе, хотя это не единственное законодательное предложение в рамках европейского пакета цифровых финансов. Это первая нормативная база для криптоактивной индустрии в глобальном масштабе, поскольку ее утверждение вводит правила, которым должны следовать все 27 стран-членов блока.
Я уверен, что MiCA - это европейский успех и мировой стандарт. Спасибо команде переговорщиков @McGuinnessEU /3 pic.Twitter.com/bSJh10OY61
- Стефан Бергер (@DrStefanBerger) 30 июня 2022 г.
Как уже упоминалось, участники переговоров из Совета ЕС, Комиссии и Европейского парламента под председательством Франции достигли соглашения по надзору за предложением о рынках криптоактивов (MiCA) во время политического триалога 30 июня.
Основные пункты, утвержденные в данном соглашении, следующие:
- Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA) и Европейское банковское управление (EBA) будут иметь полномочия по вмешательству, чтобы запретить или ограничить предоставление услуг провайдеров виртуальных активов, а также маркетинг, распространение или продажу криптоактивов, в случае угрозы защите инвесторов, целостности рынка или финансовой стабильности.
- ESMA также будет играть важную координирующую роль для обеспечения последовательного подхода к надзору за крупнейшими VASP с клиентской базой свыше 15 миллионов.
- ESMA будет поручено разработать методику и показатели устойчивости для измерения влияния криптоактивов на климат, а также классифицировать механизмы консенсуса, используемые для выпуска криптоактивов, проанализировать их энергопотребление и структуры стимулирования. Здесь важно отметить, что недавно Комитет по экономическим и монетарным вопросам Европейского парламента принял решение исключить из MiCA (32 голосами против 24) предложенное правовое положение, направленное на запрет в 27 странах-членах ЕС использования криптовалют, работающих по алгоритму "Proof-of-Work".
- Регистрация организаций, базирующихся в третьих странах и осуществляющих деятельность в ЕС без разрешения, будет устанавливаться ESMA на основании информации, представленной компетентными органами, органами надзора третьих стран или выявленной ESMA. Компетентные органы будут иметь далеко идущие полномочия в отношении зарегистрированных организаций.
- Поставщики услуг виртуальных активов будут подвергаться надежным мерам защиты от отмывания денег.
- ПДУ ЕС должны будут быть созданы и иметь основное руководство в ЕС, включая директора-резидента и зарегистрированный офис в государстве-члене ЕС, где они подают заявку на получение разрешения. Будут проводиться тщательные проверки в отношении руководства, лиц, владеющих квалифицированными пакетами акций VASP, или лиц с тесными связями. В выдаче разрешения должно быть отказано, если не соблюдаются гарантии ПОД/ФТ.
- Биржи будут нести ответственность за ущерб или потери, причиненные их клиентам в результате взломов или операционных сбоев, которых они должны были избежать. Что касается таких криптовалют, как биткоин, то брокерская компания должна будет предоставить "белую книгу" и нести ответственность за любую предоставленную недостоверную информацию. Здесь важно знать разницу между типами криптоактивов. И криптовалюты, и токены являются видами криптоактивов, и оба они используются как способ хранения и транзакции стоимости. Основное различие между ними логическое: криптовалюты представляют собой "встроенные" или "родные" передачи стоимости; токены представляют собой "настраиваемые" или "программируемые" передачи стоимости. Криптовалюта - это "родной" цифровой актив на данной блокчейн, который представляет собой денежную стоимость. Криптовалюту нельзя запрограммировать, то есть нельзя изменить характеристики криптовалюты, которые определены в ее родном блокчейне. Токены, с другой стороны, представляют собой настраиваемый/программируемый цифровой актив, который работает на блокчейне второго или третьего поколения, поддерживающем более продвинутые смарт-контракты, такие как Ethereum, Tezos, Rostock (RSK) и Solana, среди прочих.
- VASP должны будут разделять активы клиентов и изолировать их. Это означает, что криптоактивы не пострадают в случае банкротства брокерской фирмы.
- VASP должны будут четко предупреждать инвесторов о риске волатильности и убытков, полностью или частично связанных с криптоактивами, а также соблюдать правила раскрытия информации об инсайдерской торговле. Инсайдерская торговля и манипулирование рынком строго запрещены.
- Стабильные монеты стали предметом еще более жестких правил: 1) эмитенты стабильных монет должны будут поддерживать резервы для покрытия всех требований и предоставлять держателям постоянное право выкупа; 2) резервы будут полностью защищены в случае неплатежеспособности, что имело бы значение в таких случаях, как Terra.
Впервые представленное в 2020 году, предложение MiCA прошло через несколько итераций, прежде чем достигло этой точки, при этом некоторые предложенные законодательные положения оказались более спорными, чем другие, например, НФТ остались вне сферы действия, но могли быть переклассифицированы надзорными органами на индивидуальной основе. То есть, неплатежеспособные токены остались вне новых правил - хотя в ходе обсуждения урегулирования MiCA было отмечено, что НФТ могут быть включены в сферу действия предложения MiCA позднее.
В этом же ключе, DeFi и крипто-кредитование остались за рамками данного соглашения MiCA, но отчет с возможными новыми законодательными предложениями должен быть представлен в течение 18 месяцев после его вступления в силу.
Что касается стейблкоинов, то рассматривался вопрос об их запрете. Но, в конце концов, осталось понимание того, что запрет или полное ограничение использования стабильных монет в ЕС не будет соответствовать целям, поставленным на уровне ЕС для продвижения инноваций в финансовом секторе.
Заключительные соображения
Вскоре после появления информации о соглашениях ToFR и MiCA некоторые критиковали ToFR, указывая, например, что, хотя законодатели и сделали свое дело, утвержденные меры по идентификации происхождения и получателя коснутся только цифровых валют центральных банков, но не блокчейн-сетей, ориентированных на конфиденциальность, таких как Monero и Dash.
Другие утверждают, что необходима гармонизированная и всеобъемлющая система, подобная предложению MiCA, которая внесет ясность в нормативно-правовую базу и установит границы для участников отрасли, чтобы они могли безопасно вести свой бизнес в различных странах-членах ЕС.
Как вы считаете, смогли ли европейские политики использовать эту возможность для создания надежной нормативно-правовой базы для цифровых активов, которая поощряет ответственные инновации и держит плохих игроков на расстоянии? Или вы считаете, что появятся новые способы транзакций, которые будут препятствовать отслеживанию криптоактивов с нулевым порогом? Видите ли вы необходимость в регулировании, чтобы предотвратить потерю более $1 трлн стоимости индустрии цифровых активов в последние недели, вызванную объявленным риском алгоритмических стейблкоинов? Или вы считаете, что саморегулирования рынка достаточно?
Действительно, корректировка рынка встряхнула многих мошенников и аферистов. Но, к сожалению, от этого страдают и миллионы мелких инвесторов и их семьи. Независимо от позиционирования, криптосектор как индустрия должен помнить об ответственности перед пользователями, которые могут варьироваться от искушенных инвесторов и технологов до тех, кто мало что знает о сложных финансовых инструментах.