Многие также предполагают, что технология блокчейн будет играть ключевую роль в Metaverse, наряду с другими развивающимися технологиями, такими как искусственный интеллект (ИИ) и виртуальная реальность (VR). Но действительно ли использование блокчейна является предрешенным фактом?

Профессор Стэнфордского университета Джереми Бейленсон недавно выступил модератором дискуссии на Всемирном экономическом форуме с участием ведущих мировых мыслителей в области метавселенной и блокчейна. Первый вопрос, заданный участникам дискуссии, звучал так: "Нужен ли нам блокчейн для метавселенной?" - рассказал Cointelegraph Бейленсон, основатель лаборатории виртуального взаимодействия человека в Стэнфорде. Консенсус был таков: "Метаверс может существовать и без блокчейна".

В качестве примера Бейленсон привел пионера метавселенной Second Life, основанную в 2003 году, которая насчитывает 70 миллионов зарегистрированных аккаунтов и ежемесячно добавляет еще 350 000 новых аккаунтов на свою мультимедийную онлайн-платформу. Second Life создала "надежную экономику, где цифровые активы покупаются и продаются", - сказал Бейленсон. "Типичный ВВП Second Life составляет около полумиллиарда долларов в год. И этот мир работает надежно без использования блокчейна".

"Может ли следующая итерация интернета существовать без технологии блокчейн?" - спросила Тоня Эванс, профессор юридической школы Дикинсона Университета штата Пенсильвания. "Да, это возможно, - ответила она в интервью Cointelegraph. В конце концов, распределенные децентрализованные бухгалтерские книги и криптографически защищенные активы - включая смарт-контракты - это лишь одна часть технологии Web3, наряду с искусственным интеллектом, 3D-печатью, VR, дополненной реальностью, Интернетом вещей (IoT) и другими.

Многие в восторге от перспективы Metaverse с ее виртуальными мирами, которые можно использовать не только для онлайн-игр, но и для обучения хирургов на 3D-моделях органов и для того, чтобы студенты могли посетить воссозданные деревни Древней Греции, удивительным образом ожившие.

Исключите его на свой страх и риск

Однако отказ от технологии блокчейн, хотя и возможен, все же может быть ошибкой. "Метаверс без блокчейн, скорее всего, просто продвинет мяч для Big Tech", - добавил Эванс, и это произойдет за счет тех же людей, которые остались за бортом Web2 - "тех самых людей, которых действительно децентрализованный веб расширил бы возможности".

Йонатан Раз-Фридман, основатель и генеральный директор компании SuperSocial, которая разрабатывает игры для Metaverse, согласился с тем, что технология блокчейн не является абсолютно необходимой. "Нет, вам не нужен блокчейн для создания Metaverse, - сказал он Cointelegraph. Нет никаких априорных причин, почему нельзя создавать аватары в 3D и играть в игры на закрытых платформах, таких как Second Life".

Но Web3, вероятно, является реакцией против компаний FAMGA - Facebook, Apple, Microsoft, Google и Amazon - с их частными платформами, и Раз-Фридман предсказал, что такие компании, как Meta, должны будут пойти на компромисс в вопросе совместимости, если они рассчитывают участвовать в проекте. Это означает, что аватары смогут свободно перемещаться из одного проекта Metaverse в другой - вместе со всей своей цифровой одеждой и украшениями. Как недавно сказал профессор маркетинга Нью-Йоркского университета Скотт Гэллоуэй:

"Зачем покупать одежду, если вы не можете носить ее вне магазина? Зачем покупать сумку Birkin, если не можешь похвастаться ею в Метаверсе?". 

Потребители сейчас требуют Web3/Metaverse, больше похожую на ту, что описана в романе Нила Стивенсона 1992 года "Snow Crash", - добавил Раз-Фридман, - где каждый владеет своими цифровыми активами и может свободно брать их с собой, переезжая с места на место".

Художники изображают Метавселенную в Snow Crash. Источник: Civort.
Художники изображают Метавселенную в Snow Crash. Источник: Civort.

Интересно, что сам писатель Стивенсон является соучредителем недавно запущенного метавселенной проекта Lamina1, "который будет использовать технологию блокчейн для создания "открытой метавселенной" - с открытым исходным кодом и децентрализованной", сообщает Washington Post.

Все о людях, местах и вещах

Метавселенная - это неуловимый термин: разные стороны определяют его по-разному. Однако большинство согласны с тем, что оно включает в себя иммерсивные трехмерные виртуальные миры с большим количеством игр и ролевых игр. Бейленсон, со своей стороны, считает полезным разделить Metaverse на людей, места и вещи. В каждой из этих областей он видит потенциальную роль технологии блокчейн.

"Люди - это аватары, тела, которые мы носим, погружаясь в цифровой мир", - объяснил он Cointelegraph. Здесь технология блокчейн может обеспечить "крипто-ДНК", которая "гарантирует сопоставление человека с аватаром один к одному". Например, с ее помощью можно гарантировать, что человек не сможет одновременно жить в десяти аватарах или позволить кому-то другому "взять мой собственный аватар на прогулку". добавил Бейленсон:

"Хотя очевидным применением блокчейна будет проверка одежды и украшений для аватара, я всегда думал, что убийственным приложением здесь будет документирование и проверка человеческой анимации".

Места, в концепции Бейленсона, - это участки сетки виртуального мира. Для того чтобы Metaverse работала, мир "должен быть постоянным: он есть, даже когда вас нет, и последовательным: если вы покупаете участок земли в километре от Снуп Дога, он не может переместиться дальше на основании произвольного изменения карты мира". Некоторые платформы уже используют технологию блокчейн для документирования этих карт, отметил он.

Наконец, самое очевидное применение технологии блокчейн - в сфере вещей, к которой Бейленсон относит трехмерные модели, двухмерные изображения, звуковые файлы "или любые цифровые активы, которые могут быть размещены в виртуальном мире". Технология блокчейн может быть использована для проверки транзакций "без централизованного органа, контролирующего транзакцию", а также для обеспечения того, "чтобы предметы имели уникальную ценность на основе поставок - нельзя просто сделать тысячи копий, чтобы подделать актив".

Потребность в операционной совместимости?

В настоящее время основные игроки и/или претенденты на Metaverse, включая Sandbox, Decentraland и компании FAMGA, "предлагают очень мало обмена между своими веб-платформами и другими платформами", - сказал Cointelegraph Лик-Ханг Ли, доцент Корейского института науки и технологий. Это отсутствие совместимости, характерное для Web2, является недостатком, который необходимо устранить, чтобы Metaverse полностью раскрыла свой потенциал. По словам Ли, это включает в себя, как минимум, следующие элементы:

  • Любой человек должен иметь возможность построить виртуальный мир, который может быть связан с остальной частью Метавселенной;
  • Любое устройство или браузер должны иметь возможность доступа к Метавселенной при условии, что они соответствуют определенным заранее заданным спецификациям;
  • Право собственности на цифровые активы должно быть зарегистрировано и сохранено на нескольких серверах и клиентах;
  • Один аватар должен иметь возможность общаться с аватарами на других серверах;
  • Люди должны иметь возможность производить, показывать, покупать и продавать свои цифровые активы в рамках Метавселенной.

"В свете растущего числа метаверсивных инициатив, которые несовместимы друг с другом, как никогда важно создать стандартизирующие организмы", - сказал Ли в интервью Cointelegraph.

Однако операционная совместимость может оказаться непростой задачей. Meta, Google и другие "будут упорно бороться за то, чтобы не потерять свое доминирующее положение", - говорит Раз-Фридман. Также может потребоваться время, чтобы общественность поняла, что именно подразумевается под интернетом, принадлежащим пользователю, но когда это произойдет, "потребители потребуют большего контроля". В этот момент у компаний FAMGA не останется другого выбора, кроме как уступить, хотя бы в некоторой степени, в вопросах совместимости.

Раз-Фридмана спросили, почему криптовалюты, в частности, так заинтересованы в Metaverse. Может быть, потому что они думают, что это потенциально будет способствовать принятию криптовалюты? "Если посмотреть на это исторически, то всегда шла борьба за нарратив - различные версии того, как должен выглядеть мир", - ответил он.

С одной стороны, криптомаксималисты представляют себе децентрализованный, основанный на блокчейне и открытом исходном коде мир, в котором люди владеют и контролируют свои данные и цифровые активы. Раз-Фридман симпатизирует этой позиции, но в конечном итоге он не считает, что она возобладает, по крайней мере, в целом. Facebook, Google и другие "владеют значительной частью экономической деятельности в интернете, и они не будут свергнуты в одночасье".

В то же время, продолжение существования частных, закрытых платформ также не является реалистичным. В краткосрочной перспективе можно ожидать своего рода "столкновения цивилизаций" между этими двумя видениями, продолжает Раз-Фридман, а в конечном итоге возникнет золотая середина, когда потребители сами решат, в какой степени децентрализовать Metaverse.

Тем временем, по мере дальнейшего развития Metaverse, Бейленсон ожидает увидеть множество беспричинных применений технологии блокчейн, "где технология работает, но не является необходимой". Однако пройдет еще больше времени, и "появится набор приложений-убийц, для которых блокчейн - единственный способ сделать работу правильно", - сказал Бейленсон в интервью Cointelegraph. 

В целом, Метавселенная без блокчейна мыслима и осуществима. Но "если целью является демократизация Интернета, не говоря уже о доступности, прозрачности, композитности и совместимости платформ", - сказал Эванс, - "то Metaverse должна включать блокчейн".

Источник