Метавселенная стала одним из самых громких слов этого года, поскольку ряд брендов, компаний и даже стран начинают осваивать виртуальные миры для ведения бизнеса. Несмотря на то, что развитие Metaverse все еще продолжается, недавний отчет компании Technavio, специализирующейся на технологических исследованиях и консультировании, показал, что к 2026 году рыночная доля Metaverse достигнет $50,37 млрд. 

В другом отчете прогнозируется, что рост Metaverse будет обусловлен электронной коммерцией, доля рынка которой к 2026 году достигнет 60,47 млрд долларов. В ближайшие годы также ожидается рост электронной коммерции на платформах социальных сетей, что может свидетельствовать о том, что Metaverse станет следующим поколением социальных сетей. Поэтому не стоит удивляться, что многие миллениалы и представители поколения Z в настоящее время проявляют интерес к Metaverse.

Цифровая идентификация - ключ к Метавселенной

Результаты отчета "Digital Ownership Report 2022", подготовленного платформой Metaverse компании Virtua, показывают, что молодое поколение особенно воодушевлено возможностью переосмысления себя в виртуальных мирах, позволяющих создавать цифровые личности и владеть ими. Например, в отчете говорится, что 63% американских миллениалов ожидают, что Metaverse поможет им изменить себя, а 70% опрошенных американцев согласны с тем, что цифровые предметы, такие как одежда и произведения искусства, уже являются важной частью их личности.

Джавад Ашраф, генеральный директор и соучредитель компании Virtua, рассказал Cointelegraph, что способность людей заново создавать себя является ключевой особенностью Metaverse:

"Многие люди сегодня заново изобрели себя в социальных сетях, поскольку они проецируют образ, который по-прежнему является личностным и интерактивным. Метаверс позволяет пользователям выражать себя через аватар, позволяя каждому человеку быть самим собой, не боясь взаимодействия лицом к лицу."

По словам Ашрафа, в Metaverse люди смогут выражать себя гораздо свободнее по сравнению с социальными медиа-платформами Web2, такими как TikTok и Instagram. Он считает, что это происходит благодаря тому, что пользователи смогут настраивать аватары, чтобы изобразить себя, используя при этом цифровые активы, которыми они владеют. Он добавил, что каждый аспект метаверсии Virtua настраивается, позволяя пользователям создавать свои собственные аватары, отражающие их "цифровую личность".

Пример настраиваемого аватара в Virtua`s Metaverse. Источник: Virtua
Пример настраиваемого аватара в Virtua`s Metaverse. Источник: Virtua

Дженис Денегри-Кнотт, профессор потребительской культуры и поведения в Борнмутском университете и исследователь, подготовивший отчет Virtua о цифровом владении, рассказала Cointelegraph, что пока не существует официального определения цифровой идентичности в контексте Metaverse. Однако она считает, что если рассматривать цифровую идентичность с прагматической точки зрения, то ее можно определить как "уникальную, идентифицируемую информацию, которая связана с человеком в Интернете". Таким образом, концепция цифровой идентичности в данном случае простирается гораздо глубже, чем настройка аватара под себя. Денегри-Кнотт пояснил:

"Metaverse с ее блокчейн-инфраструктурой дает пользователям возможность получить больше прав собственности на свои собственные данные, предоставляя им больше контроля над информацией, которой они делятся с другими. Прелесть Metaverse в том, что пользователь может иметь различные цифровые личности, такие как личность на рабочем месте, спортивная личность и личная личность, и все они по-прежнему основаны на реальной личности пользователя".

Денегри-Кнотт добавила, что, по ее мнению, идея о том, что люди расширяют себя с помощью цифровых технологий, является поучительной. "Полезно не думать о цифровой идентичности как об отдельной, а скорее связанной с "офлайновой/реальной" идентичностью. Это позволит нам увидеть, как наше самоощущение может "цифровым образом" расширяться в нашей способности "делать" и "выражать себя", - пояснила она.

Исходя из этого, Денегри-Кнотт отметил, что цифровые предметы, которыми владеют пользователи в Metaverse, будут играть фундаментальную роль в развитии и выражении себя, подобно тому, как материальные предметы помогают людям реализовывать намерения и цели в физическом мире. Это было подчеркнуто в отчете Virtua, который показал, что 70% потребителей считают, что их цифровые предметы помогают создать представление о том, кем они хотят быть. Более того, 75% опрошенных заявили, что эмоционально привязаны к цифровым предметам, которыми они владеют в Metaverse.

Крис Чанг, исполнительный директор ZepetoX - азиатской инициативы по созданию метавселенной - сказал Cointelegraph, что подобно тому, как реальные предметы заключают в себе физическое пространство человека, цифровые активы в метавселенной дают подсказки о его наклонностях. "Метавселенная - это среда, где человек может исследовать отношения и личности, отличные от физической реальности, с которой он рождается", - сказал он.

Этот аспект особенно важен, поскольку Денегри-Кнотт далее объяснил, что аватары в Метавселенной могут помочь людям достичь целей, которые, возможно, немыслимы в реальном мире:

"Одним из первых случаев, о которых я сообщил для Virtua, был случай с заядлым участником Second Life, который жил в убожестве, но в Second Life вел успешную жизнь и жил в роскошном доме. В наших цифровых аватарах мы можем реализовать заблокированные цели в нашей физической жизни и достичь статуса, в котором нам отказано."

Проблемы доверия и конфиденциальности цифровой идентификации

Хотя цифровая идентификация является ключевой характеристикой привлекательности Metaverse, с этой концепцией все еще связан ряд проблем безопасности. Андреас Абрахам, руководитель проекта Validated ID - проекта, сотрудничающего с Европейской комиссией в рамках их инициативы по идентификации на основе блокчейна - рассказал Cointelegraph, что переосмысление того, кто ты есть, означает пересмотр ценностей, деятельности и, возможно, изменение поведения. Учитывая это, он считает, что Metaverse позволит каждому человеку с нуля определить, кто он есть и кем он хочет быть.

Тем не менее, это может привести к множеству проблем, включая доверие к тому, является ли аватар тем, за кого он себя выдает. К счастью, существуют решения для борьбы с этими проблемами. Фрейзер Эдвардс, генеральный директор cheqd.io, рассказал Cointelegraph, что на помощь может прийти самосуверенная идентичность, или SSI. По словам Эдвардса, SSI часто называют "децентрализованной идентификацией", которая позволяет людям иметь право собственности и контроля над своими данными.

В случае аватаров в Metaverse Эдвардс отметил, что это движущиеся точки данных, способные формировать децентрализованную репутацию. "Аватары в Metaverse будут собирать социальные доказательства онлайн, то есть взаимодействие между ними может служить доказательством для определения того, какие из них представляют собой хорошие личности (или нет), оставаясь при этом анонимными", - сказал он. Другими словами, это позволяет сохранять анонимность, создавая при этом элемент доверия: "Даже если анонимный разработчик существует исключительно в Metaverse, он может создать социальные доказательства через взаимодействие и, следовательно, репутацию с SSI".

Более того, Эдвардс отметил, что в то время как некоторые Metaverses позволяют пользователям настраивать свои аватары на основе вымышленных 3D-персонажей, некоторые используют "фотореалистичные" аватары. Например, Union Avatars, барселонская платформа виртуальной идентификации Metaverse, использует реальные изображения для представления аватара пользователя в Metaverse.

Кай Фелип, генеральный директор Union Avatars, рассказал Cointelegraph, что фотореалистичный аватар - это 3D виртуальное представление реального пользователя, основанное на его реальном изображении: "Используя технологию компьютерного зрения, мы создали решение, которое может генерировать аватар всего тела из одного селфи, сделанного с помощью веб-камеры или загруженного в наше веб-приложение". Тина Дэвис, главный креативный директор Union Avatars, добавила, что фотореалистичные аватары используются в отраслях, где очень важно представить себя таким, какой он есть в реальной жизни. "Обычно это такие сферы, как медицина, бизнес, образование и путешествия", - заметила она. Однако Дэвис отметила, что игровая индустрия начинает становиться свидетелем более широкого использования аватаров, поскольку все больше людей принимают свои виртуальные личности.

Фотореалистичный аватар Кая Фелипа. Источник: Linking Realities 
Фотореалистичный аватар Кая Фелипа. Источник: Linking Realities 

Несмотря на инновационность, защита пользовательских данных также становится проблемой в Metaverse. Доун Сонг, основатель Oasis Labs и профессор Калифорнийского университета в Беркли, рассказала Cointelegraph, что кажущиеся анонимными платформы метаверса все еще могут собирать данные пользователей. "В качестве примера, в нашем исследовании мы показали новые риски конфиденциальности метавселенной. Нам нужны новые технические решения, чтобы лучше защитить конфиденциальность пользователей", - сказала она. Для борьбы с этим Сонг объяснила, что Oasis Labs недавно разработала децентрализованную систему анонимных учетных данных с проверкой на цепи, чтобы пользователи могли подтверждать свойства своей личности, сохраняя конфиденциальность.

"В нашей системе мы впервые можем обеспечить практическую проверку на цепочке, добившись одновременно конфиденциальности и подотчетности. Система, известная как SNAC, способна позволить пользователям демонстрировать сертификаты "знай своего клиента", оставаясь при этом приватной". SNAC использует zk-SNARKs и возможности смарт-контракта для проверки анонимных учетных данных, пояснила она. Сонг добавила, что Oasis Labs создала новое решение под названием "metaguard" для обеспечения режима инкогнито для пользователей в Metaverse.

Как будет развиваться цифровая идентификация

Несмотря на трудности, цифровая идентификация в Метавселенной будет продолжать развиваться значимыми путями. Например, Себастьен Борге, соучредитель и главный операционный директор The Sandbox, сказал Cointelegraph, что цифровая идентификация в Metaverse будет расширяться, чтобы обеспечить совместимость в других виртуальных экосистемах: "Пользователи захотят переносить не только визуальный облик своего аватара из одного виртуального мира в другой. Они также захотят переносить с собой свою онлайн-репутацию, продвижение и достижения".

По мнению Боргета, цифровая идентичность будет развиваться по мере того, как пользователи будут проводить больше времени в Метавселенной, будь то в игровой среде, на виртуальных мероприятиях или на рабочих местах в Интернете. "Пользователи должны иметь возможность использовать все свои данные в качестве доказательства того, кем они являются в Интернете. Это будет способствовать определению истинной цифровой личности (или нескольких, поскольку их может быть много)", - отметил он. Боргет добавил, что цифровой след пользователя скоро станет важным и в других секторах, например, в децентрализованном финансировании (DeFi):

"Даже в DeFi криптовалютная биржа может дать вам больше займа на покупку земли, если вы докажете, что действительно проводите время, строя и играя в метавселенной. И вы не хотите, чтобы эти данные хранились только в одном виртуальном мире - в истинном духе Web3 пользователи не должны быть заперты в одном "огороде" платформы для ведения своей истории и репутации."

Более того, хотя об этом еще рано говорить, значение, придаваемое цифровой идентификации пользователя, может помочь уменьшить количество незаконных действий, которые, как ожидается, будут иметь место в Metaverse. Например, Сонг отметил, что децентрализованная идентификация, привязанная к другим аспектам жизни, таким как банковские счета, может добавить гораздо больше функциональности в Metaverse: "Тем не менее, нам необходимо обеспечить лучшую конфиденциальность и суверенитет данных для людей, если они хотят использовать Metaverse по-настоящему".

Источник