Любой, кто пользуется Airbnb, знает, что компания почивает на лаврах в качестве первопроходца в экономике совместного использования жилья 1.0, но ее господство зиждется на эксплуатации хозяев и гостей, которые на самом деле занимаются совместным использованием и создают ценность. Гости платят слишком много, а хозяевам платят слишком мало. В результате ситуация напоминает феодализм, превращая хозяев в крепостных, которые сдают свои дома, поддерживают чистоту, общаются с гостями и выполняют фактическую работу. При этом стоимость, полученная от обмена Airbnb на равных, идет напрямую акционерам, которые находятся в нескольких шагах от действий на местах. Это не что иное, как несправедливость.

Этому есть очень простая причина. Экономики совместного пользования Web 2.0, такие как Airbnb и Uber, вынуждены руководствоваться так называемым императивом извлечения. В самом начале существования этих платформ они поддерживали своих пользователей с обеих сторон рынка и рассматривали их как партнеров, чтобы запустить сетевые эффекты - подобно тому, как предлагали субсидии, чтобы привлечь людей на платформу. В маркетинге бренда элемент экономики совместного пользования был поставлен во главу угла, и казалось, что происходит популистское поглощение индустрии путешествий.

Экономика совместного пользования с Web 2.0

Нам не потребовалось много времени, чтобы понять, что это видение экономики совместного пользования было ложью. Компании Web 2.0 руководствуются моделью роста любой ценой, чтобы стать публичными, и тогда они становятся обязанными акционерам, которые требуют прибыли от этого роста. Чтобы соответствовать этой модели, эти компании вынуждены извлекать как можно больше прибыли из пользователей, совершающих сделки на их рынке, чтобы удовлетворить акционеров и других заинтересованных лиц, которые на самом деле не являются самими пользователями.

Продавая миф о расширении возможностей и взаимном обмене опытом, такие платформы, как Airbnb, сейчас враждуют со своими пользователями, потому что им нужно взять от них все, что они могут, чтобы максимизировать прибыль и обеспечить свое выживание. Airbnb, как пример, превратилась из хорошо ориентирующейся компании в совершенно не ориентирующуюся, и это вызвало эффект пульсации на всем рынке.

Ярким примером перекоса в экономике совместного использования жилья являются меры, предпринятые Airbnb в связи с последствиями глобальной пандемии COVID-19 и ее пагубным влиянием на мировые путешествия. В одностороннем порядке Airbnb изменил политику отмены бронирования и возврата денег в пользу гостей, стремясь удержать как можно больше клиентов, и одновременно возложил бремя дезинфекционных мер и отмены бронирования в последнюю минуту на хозяев. Эта мера была продиктована исключительно соображениями прибыли и убытков, которые ставили во главу угла потребности гостей, а не хозяев, поскольку, в конечном счете, гости - это пользователи, которые приносят доход. Хозяева же, которые предоставляют активы, обеспечивающие доход, оказались в убытке, и в результате возникла пропасть недоверия.

Хуже того, большинство экономик совместного пользования Web 2.0, таких как Airbnb, не имеют прочного фундамента. Их штаты чрезвычайно раздуты, а бизнес-модели остаются недоказанными. Им приходится проводить бесчисленные раунды финансирования, чтобы продолжать расти, но при этом снижать ценность, которую они предоставляют своему сообществу пользователей. По мере того, как действующие компании все крепче сжимают контроль и извлечение прибыли, переломный момент неизбежен.

Децентрализация - это ключ

Пользователи прекрасно понимают, что их эксплуатируют - им просто нужна жизнеспособная альтернатива. Так как же решить проблему императива добычи, посредников, которые перекачивают стоимость от создателей стоимости в руки богатых акционеров, и недостатка доверия и самостоятельности, с которым сталкиваются хозяева и гости при взаимодействии с такими платформами, как Airbnb? Ответ - это децентрализованный рынок, созданный и управляемый его пользователями, который функционирует как аппарат, а не как добывающий картель с мечтами о единороге.

Совместное использование жилья - идеальное место для децентрализованного рынка, поскольку путешествия - одна из крупнейших в мире отраслей, и в ней может участвовать любой, у кого есть жилье или маршрут путешествия. Базовая технология и инфраструктура блокчейна сейчас достаточно масштабируема, чтобы удовлетворить потребности такого рынка. И хотя пандемия COVID-19 нанесла ущерб индустрии путешествий, мы уже наблюдаем возвращение значительного спроса, который будет только расти по мере развития таких тенденций, как удаленная работа, цифровое кочевничество и альтернативные виды размещения.

Если Airbnb - это феодальное государство, то децентрализованные рынки совместного использования жилья - это общая демократическая экономика, в которой те, кто создает ценность, сохраняют ее. Они могут создать более тесную взаимосвязь между гостями, хозяевами и рынком, на котором они совершают сделки. И люди, которые фактически используют платформу, принимают решения, непосредственно подключаясь к механизмам сбора стоимости платформы.

Децентрализованная альтернатива для туристической индустрии, созданная на основе инфраструктуры блокчейн с проверенными моделями для однорангового рынка с мощной встроенной токеномикой, уже здесь. И это означает совместное использование жилья 2.0, бронирование путешествий для Web 3.0 и конец эксплуатации хозяев и гостей по всему миру.

Люк Ким, выходец из Токио и Сеула, является соучредителем Berkeley Blockchain Xcelerator, соавтором двух моделей государственного финансирования на основе блокчейна в партнерстве с мэрией США, а также маркетологом в области технологий. Он строит будущее экономики совместного использования жилья в качестве члена команды генезиса компании Dtravel.

Источник