Рост веб-сервисов и социальных сетей за последние 20 лет создал приливную волну данных. На ее вершине с удовольствием плавали платформы Big Tech и рекламодатели, которые извлекали прибыль из беспрецедентного, интимного доступа к нашей цифровой жизни: что мы нажимаем, куда идем, что говорим и с кем общаемся. И скорость, с которой все это происходило, намного превысила способность правительств понять и контролировать это. 

В то время как огромные корпорации наживались на беспрецедентном доступе к нашим данным, мы, "пользователи", практически не имели контроля над тем, как получить доступ к этим данным или воспользоваться их преимуществами. Хотя такие законодательные акты, как GDPR, способствовали укреплению конфиденциальности и защиты пользователей, в отрасли существует гораздо более сложная паутина взаимосвязанных бизнес-целей и моделей прибыли. Теперь ее необходимо распутать и перестроить, чтобы расширить права и возможности людей с точки зрения данных и помочь данным достичь своей истинной ценности.

Один очень значимый шаг в этом направлении был сделан Европейским союзом в прошлом году. Закон о цифровых рынках (DMA), который был недавно принят Советом ЕС и который, как ожидается, вступит в силу в следующем году, будет направлен против гигантских платформ, выполняющих роль "привратников", и поможет перераспределить 300 миллиардов долларов США в год, которые генерирует экономика данных, гораздо шире. Для этого DMA предоставит пользователям этих платформ дополнительные права на перенос своих данных одним нажатием кнопки куда угодно и кому угодно. Куда же будут переносить свои данные 450 миллионов граждан ЕС? 

Как мы видели, удобство означало, что большая часть мировой общественности в эпоху Web2 была готова отказаться от своей конфиденциальности, чтобы получить легкий доступ к онлайн-услугам. То же самое может произойти и с DMA. То, что люди могут получать доступ к своим данным и переносить их так, как они не могли раньше, не означает, что они обязательно воспользуются этим правом. Будут ли люди действительно стараться хранить свои данные только потому, что они могут это делать? Для отдельного человека процесс взятия контроля над ситуацией утомителен и не приносит очевидного вознаграждения. У большинства людей есть дела поважнее.  

К счастью, именно здесь на помощь приходят новые структуры, называемые союзами данных. Союзы данных, которые также называют кооперативами данных или трастами данных, выступают в качестве агентов для данных людей. Они позволяют частным лицам объединять свои данные в коллектив, а затем управлять их продажей проверенным покупателям данных, таким как аналитические компании и рекламодатели. Оператор союза данных отвечает за определение условий продажи, включая цену, масштабирование, управление членами союза данных и маркетинг продуктов данных среди возможных покупателей. Когда эти наборы данных продаются, они передают вырученные средства своим членам, как это делает кооператив. Члены этих союзов данных также получают право голоса в отношении того, как используются их данные, что делает их подотчетными людям, которые в них участвуют.

Проблема для союзов данных, как и для любого проекта, желающего монетизировать данные этичным способом, заключалась в том, чтобы подключиться к существующим моделям поведения в Интернете, таким как просмотр или поиск, не создавая бремени для людей, привыкших к удобствам в рамках обмена ценностями в Интернете. Однако новая инфраструктура и передовая технология блокчейн облегчили рост объединений и эффективное вознаграждение их участников. Интеллектуальные контракты Web 3.0 на блокчейн снизили затраты предприятий на распределение небольших платежей среди миллионов людей и являются важнейшей частью бизнес-модели.

Как и в любом другом бизнесе, основной задачей является создание продукта, о котором люди узнают и захотят его приобрести. Чтобы быть эффективными, союзам данных необходимо, чтобы тысячи людей вносили свои данные в такие пулы, которые захотят приобрести покупатели данных. Поэтому операторы союзов данных должны быть хорошо осведомлены в ходе исследований и бесед с покупателями данных о том, какая информация им нужна. Они также должны быть уверены, что потребители и обычные создатели данных знают о преимуществах участия в их союзах. 

В настоящее время существует по крайней мере более 90 союзов данных, включая Gener8, ставший популярным благодаря Dragon`s Den. Среди других пионеров этого движения - Swash, расширение для браузера, которое дает разрешение на агрегирование и продажу данных о серфинге заинтересованным сторонам, и Re-Public, приложение для iOS и Android для управления, визуализации и монетизации персональных данных из одного места.

Благодаря наличию инструментов потребительского класса и экономически эффективных платежных рельсов, к началу 2024 года DMA также сделает передачу данных в реальном времени в объединение данных более простой, чем когда-либо. Все, что нужно будет сделать 450 миллионам граждан Европейского союза, - это зарегистрироваться в Google, Facebook, Amazon и т.д., и поток данных, который они производят каждый день, будет отправлен их новым агентам данных, которые будут платить им за это.

Предоставляя людям активную роль в экономике, частью которой они являются, DMA и другие новые законы ЕС о данных изменят структуру власти над данными таким образом, чтобы каждый получал вознаграждение за информацию и понимание, которые он создает. Союзы данных позволяют это сделать и откроют более справедливую экономику данных в цифровую эпоху, переосмыслив способы доступа, перемещения и монетизации наших данных.

Источник