За последний месяц произошел сейсмический сдвиг в судьбе некоторых из самых влиятельных технологических компаний в мире. Хаос, возникший после поглощения Twitter Элоном Маском, привел к тому, что рекламодатели покинули платформу, а тролли разбушевались. Увольнение более 11 000 сотрудников компании Meta после падения доходов говорит о чрезмерных инвестициях и просчетах. Архитекторы Web 2.0 сейчас пытаются понять, что пошло не так в системе, которую они сами помогли сформировать. 

И Маск, и Марк Цукерберг признают, что статус-кво необходимо изменить, чтобы обеспечить будущее своих платформ. В то время как Маск преследует свои идеалы "цифровой городской площади", Цукерберг удваивает иммерсивные метавселенские проекты. По оценкам, к 2030 году эта отрасль будет оцениваться в 825 миллиардов долларов США, поэтому у компаний и брендов, стремящихся закрепиться в виртуальных мирах, нет недостатка в рвении. Но помимо коммерческого потенциала, который Цукерберг и многие другие видят в метавселенной, существует и общественная возможность улучшить реальный мир - или же рисковать увековечить его проблемы. 

Недоступная экосистема 

Несмотря на разговоры о всеохватности, большая часть метавселенной в настоящее время создается крошечным пулом из примерно 160 компаний, каждая из которых строит для столь же ограниченной группы пользователей. Помимо очевидных технических барьеров, таких как низкая пропускная способность интернета, инструменты, позволяющие погрузиться в метавселенную, такие как гарнитуры VR и высококлассные видеокарты, непомерно недоступны для большинства пользователей интернета в мире, независимо от географии и национальности. 

Аналогичным образом, цифровые кошельки являются значительным препятствием для пользователей, желающих приобрести токены, необходимые для взаимодействия с виртуальными мирами. При переходе к криптовалютам предпочтение отдается тем, кто имеет доступ к традиционным фиатным банкам, что усложняет жизнь многим жителям развивающихся стран. 

Язык также является препятствием. Хотя большая часть пользовательской инфраструктуры Web 2.0 была построена на английском языке, метавселенная не обязательно должна идти по тем же стопам. Лингвистические модели машинного языка и искусственного интеллекта способны создавать межъязыковые миры для вовлечения и привлечения миллионов людей из некоторых наиболее искушенных в цифровых технологиях групп населения в мире. 

Неравный доступ, неравные возможности

Эти барьеры для входа способствовали не только формированию базы пользователей, не представляющей наше общество, но и отсутствию инклюзивного участия в метавселенной, что привело к появлению миров, созданных не для большинства. 

Загляните в любой из крупных метавселенных проектов, предлагаемых сегодня, и вас встретят показные демонстрации богатства в виде парадов NFT flex. Состоятельные коллекционеры выкладывают сотни тысяч долларов, чтобы стать виртуальными соседями знаменитостей, а бренды скупают виртуальные земли в надежде получить большую прибыль, когда метавселенная станет мейнстримом. 

Те, кто не может позволить себе гибкость, вынуждены прибегать к неблагоприятным обходным путям, если они хотят участвовать в работе. Возьмем вторичные рынки "аренды" НФТ, которые возникли на фоне стипендиальных программ НФТ. Те, кто не может позволить себе купить NFT, арендуют их, чтобы принять участие в блокчейн-играх "играй-зарабатывай" (P2E). Владельцы NFT получают процент от того, что они зарабатывают. Есть даже предположения, что виртуальные игровые миры могут обратиться к развивающимся рынкам, чтобы найти пользователей для наполнения игр, выплачивая небольшие зарплаты людям, готовым играть роли второго плана, пока богатые игроки играют главную роль. 

Определение цели за пределами прибыли 

Без инклюзивного участия метавселенная сама себя ущемляет. Технология, лежащая в его основе, способна обеспечить беспрецедентную полезность для всех. Возьмем, к примеру, образование, где иммерсивные формы обучения могут сделать обучение более доступным для людей, не имеющих возможности посещать школу. Программы VR могут позволить врачам практиковаться в сложных, очень рискованных операциях, прежде чем они действительно проведут их на пациентах. В других областях метавселенная может произвести революцию в электронной коммерции или улучшить производственные процессы. С таким количеством элементов в смеси появится множество разнообразных вариантов работы для обслуживания этих отраслей. 

Однако для того, чтобы метавселенная оправдала свой потенциал, бренды и предприятия, потребители и регулирующие органы должны преодолеть краткосрочный подход, которым характеризуется большая часть сегодняшних реалий Web 2.0, и смотреть дальше прибыли. Строители метавселенной должны осознать, что успех метавселенной будет определяться взаимодействием, а не разрозненными виртуальными мирами, и что сотрудничество, а не конкуренция, приведет нас туда, куда мы хотим попасть. 

Это сотрудничество будет принимать различные формы - от крупных брендов, направляющих энергию на привлечение широкого круга пользователей, до обеспечения представленности и права голоса небольших организаций в развитии метавселенной. И хотя децентрализованная природа метавселенной означает, что в ней нет единого авторитета, это не значит, что не должно быть общего чувства стандартов, этики и управления, которое позволяет осуществлять саморегулирование, делая ненужным контроль или вмешательство внешних сил. Формирование принципов, находящееся на стадии зарождения в некоторых частях мира, будет иметь центральное значение для безопасного участия всех пользователей.

Мы находимся на решающем этапе развития метавселенной и нуждаемся в продуманных коллективных действиях, чтобы не допустить воссоздания унаследованных структур Web 2.0. Если метавселенная собирается переопределить наш цифровой опыт в ближайшие годы, хотим ли мы, чтобы бастионы Web 2.0 создали ее как следующую итерацию своих разрушающихся платформ? Или мы хотим чего-то лучшего - того, что создается в первую очередь для людей, а не для прибыли.

Источник