На прошлой неделе Комитет Европейского парламента по экономическим и валютным вопросам (ECON) и Комитет по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам (LIBE) проголосовали за обновление нормативной базы, которое может поставить под угрозу способность биржевых платформ работать с криптокошельками, не являющимися хранилищами. Если в ближайшие месяцы этот нормативный проект дойдет до законодательной фазы, он установит жесткие требования к раскрытию информации о транзакциях между некустодиальными кошельками и криптовалютными биржами в Европейском союзе - процесс, признаки которого видны и в других частях света.

Что произошло

В четверг, 31 марта, члены ECON и LIBE проголосовали по пакету нормативных документов по борьбе с отмыванием денег (AML), который направлен на пересмотр действующего Положения о переводе средств (TFR).

Пересмотренная версия TFR несет в себе несколько правовых угроз для "нехостинговых", или самоохраняемых, кошельков. Он потребует от поставщиков криптоуслуг "проверять точность информации об отправителе или получателе, стоящем за нехостинговым кошельком" для каждой транзакции, совершенной между поставщиком услуг (как правило, криптобиржей) и нехостинговым кошельком.

Провайдерам криптовалютных услуг может быть трудно, если не невозможно, проверить каждого "нехостингового" контрагента. Поэтому, как предупредил криптозащитник Патрик Хансен из блокчейн-фирмы Unstoppable DeFi, чтобы не нарушать требования законодательства и не ставить под угрозу свое правовое положение на европейском рынке, некоторые компании могут захотеть полностью заблокировать транзакции с самокодирующимися кошельками, если они столкнутся с такими требованиями по надзору и раскрытию информации. Более мелкие компании могут посчитать потенциальные затраты на соблюдение требований слишком высокими и уйти с рынка к уже состоявшимся игрокам, что приведет к дальнейшей централизации рынка.

Законодательство также обяжет криптокомпании информировать "компетентные органы по борьбе с отмыванием денег" о любом переводе на сумму 1 000 евро (около 1 010 долларов США) или более, совершенном на "нехостинговый" кошелек или с него - порог наблюдения, который даже ниже, чем для фиатных банковских операций.

Следующим шагом для принятия законодательства станет объявление на пленарном заседании Парламента ЕС, которое, по словам Хансена, может состояться где-то в апреле. Если законопроект останется там неоспоренным, он поступит на триалоговые переговоры между Европейским парламентом, Европейской комиссией и Советом Европы. Эти переговоры могут занять несколько месяцев, но их завершение ознаменует принятие законопроекта. После этого у криптоиндустрии будет от девяти до 18 месяцев, чтобы полностью привести законодательство в соответствие с требованиями.

Часть более крупной тенденции

Благодаря своей повышенной активности на фронте регулирования криптовалют, Европейский Союз не одинок в своих подозрениях относительно кошельков без хранения. Помимо местных инициатив по ужесточению контроля за каждой криптовалютной транзакцией, например, в Нидерландах и Швейцарии, американские регуляторы в последние годы нацелились на некустодиальные кошельки.

В 2020 году Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями США (FinCEN) предложила правило, которое синхронизирует требования к регистрации и учету цифровых активов с требованиями к переводу фиатных средств. Согласно предложенной схеме, любые транзакции в "нехостинговые" кошельки или из них на сумму свыше $10 000 потребуют от банков и компаний, предоставляющих денежные услуги, проверки личности клиента (включая имя и физический адрес) и подачи этой информации в FinCEN.

После этого, в 2021 году, международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) разработала руководство с рекомендациями для поставщиков виртуальных активов (VASP) классифицировать переводы на "нехостированные" кошельки и с них как операции с повышенным риском, с соответствующими проверками и ограничениями. Новое руководство ФАТФ также направлено на распространение действия Правила путешествий на VASP, если перевод виртуальных активов включает в себя кошелек, находящийся под собственным контролем.

Оба предложения подверглись резкой критике со стороны заинтересованных сторон криптоиндустрии и в итоге были отложены. Однако в январе 2022 года Министерство финансов вновь внесло предложение об ужесточении контроля над кошельками, не являющимися хранилищами, в свой новый план регулирования.

Сопротивляться или приспосабливаться?

"Семь лет назад я предсказывал, что эти правила появятся, вопрос был только в том, когда и при каких условиях", - прокомментировал Cointelegraph Джастин Ньютон, генеральный директор поставщика решений для обеспечения соответствия Netki. Компания предоставляет технологии KYC/AML и разрабатывает решения по удаленной проверке личности для блокчейн-компаний. Ньютон отметил, что и в руководстве ФАТФ, и в законодательстве Сингапура особое внимание уделяется проверке транзакций с обеих сторон.

Указ президента США Джо Байдена о криптовалютах подчеркивает динамику консолидации крипторегулирования, что, вероятно, в какой-то момент вернет незавершенное дело FinCEN в центр внимания. "Скорее рано, чем поздно", - добавил Ньютон. Далее он прокомментировал:

"Исполнительный приказ Байдена конкретно говорил о приведении американских правил в соответствие с мировыми стандартами, и это предложение ЕС соответствует рекомендациям ФАТФ. Голосование ЕС должно подтолкнуть американские компании к тому, чтобы начать соблюдать требования KYC, чтобы опередить грядущее регулирование в штатах".

Учитывая это, Ньютон считает, что регуляторы не оставят отрасли возможности игнорировать их требования. Возможно, более продуктивным будет поиск компромисса в этом вопросе, особенно учитывая, что проблема имеет свои технологические решения. Основная угроза конфиденциальности заключается не в том, что контрагент знает, кто вы, а в том, что прозрачность транзакций на цепочке позволяет как институциональным третьим сторонам, так и любопытным частным лицам отслеживать и деанонимизировать вашу деятельность:

"К счастью, более новые технологии, такие как Lightning, рассматривают такой уровень прозрачности внутри цепочки как ошибку, а не особенность, и мы можем надеяться на лучшую конфиденциальность наших криптовалютных транзакций, чем это доступно на большинстве блокчейнов сегодня".

Что дальше?

Хотя новые правила, касающиеся "нехостинговых" кошельков, потребуют от поставщиков криптовалютных услуг адаптации, они могут представлять меньшую угрозу для отрасли, чем считают некоторые заинтересованные стороны. Интегрируя существующие готовые решения по обеспечению соответствия, которые в равной степени ценят конфиденциальность, криптовалюты могут относительно легко принять соответствие требованиям, сохраняя при этом финансовые свободы. Ньютон сказал:

"Эти новые правила подчеркивают необходимость выбора решений для обеспечения соответствия, которые обладают видением, позволяющим предвидеть появление этих новых правил, и создали свои платформы, чтобы быть готовыми. Сегодня это означает включение кошельков, не связанных с хранением, в ваше решение по Правилам путешествий. Завтра это будут монеты конфиденциальности и сети второго уровня, такие как Lightning. Налоговики тоже придут, поэтому любой протокол связи с комплаенс должен быть готов к поддержке этих новых правил".

Но за любым оптимизмом остаются проблемы, которые не могут быть решены взаимовыгодным образом. Помимо того, что мелкие игроки рынка не всегда в состоянии принять высококлассные решения по обеспечению соответствия, ужесточение контроля может подорвать глобальную финансовую интеграцию. В конце концов, то, что регуляторы называют "нехостинговыми" кошельками, является важным инструментом для малообеспеченных и финансово необеспеченных людей во всем мире.

Источник