Ординары и BRC-20, если вы не успели купить их в начале этого года, то, скорее всего, не успеете в ближайшее время. Будем откровенны, технология все еще немного не доработана, как в плане пользовательского интерфейса, так и в плане самих продуктов. Коллекционные товары с блокчейном биткойна еще не настолько блестящи, чтобы привлечь тот объем торгов, который мы наблюдаем в других странах, и на этом "медвежьем" рынке они сильно пострадали. Тем не менее, они являются бриллиантом в грубой форме, и я не могу избавиться от ощущения, что в целом мы недостаточно оптимистично смотрим на то, что ждет биткойн в будущем.
Продажи ординаров и BRC-20 снижаются, а общее падение продаж их нефункционирующих токенов опережает другие блокчейны, если смотреть только на этот год. С пика продаж Bitcoin, достигшего 196 млн. долл. в мае этого года, до 11,9 млн. долл. в августе продажи снизились на 93%. С пика продаж Ethereum 2023 (969 млн. долл. США в феврале) до 226 млн. долл. США в августе продажи снизились на 73%, в то время как продажи Solana упали на 77%, а Polygon - на 49%.
Другие указывали на аналогичные цифры, но мне не нравится такое сравнение, особенно на этом высокоспекулятивном рынке с пузырями вокруг новых технологий. Ординары Биткойна и BRC-20 только появились на свет в этом году, подпитывая пузырь продаж, который наблюдался у всех остальных цепочек во время их первых всплесков NFT в прошлом году. Если сравнить максимальные месячные продажи каждого блокчейна с августом 2023 года, то трудно будет заметить разницу между 93-процентным падением Биткойна и остальных. Ethereum упал на 95% по сравнению с пиком в 4,9 млрд. долл. в январе 2022 г., а Polygon и Solana - на 90% по сравнению с пиковыми значениями прошлого года.
Надеемся, что нет никаких разногласий по поводу важности этого сравнения, так же как никто из нас не станет оспаривать доминирование биткойна в области глобального принятия и безопасности. Те два недостатка Bitcoin, о которых я говорил ранее (отсутствие смарт-контрактов и общая слабость кошельков, торговых площадок и т.д.), похожи на то, как начинался Ethereum - без смарт-контрактов и торговых площадок типа OpenSea, которые иногда не загружались по несколько дней подряд. Биткойн находится именно там, где и должен находиться, спустя чуть более полугода после начала реализации своей дорожной карты.
Как только вопрос качества будет решен, на рынок выйдут крупнейшие производители NFT, возможно, даже Beeple.
На прошлой неделе в экосистеме Биткойна произошли три важных события, свидетельствующие о том, что некоторые из крупнейших НФТ уже относятся к Биткойну серьезнее, чем когда-либо.
Компания Ethereum's On Chain Monkeys объявила о переводе своей полной коллекции 10-тысячных выпусков на биткойн. Почему? Все дело в их названии: блокчейн, на котором вы живете, имеет значение. Не сомневаясь в долговечности биткойна, OCM видит возможность стать крупнейшим игроком в сфере PFP на биткойне и продвигает свою криптовалюту вперёд.
Компания Yuga Labs, создатель семейства НФТ Bored Ape и метаверсии Otherside, уже присутствует в биткойне со своей коллекцией НФТ TwelveFold. На прошлой неделе они начали серию из 12 еженедельных шифров, построенных на основе рисунка TwelveFold, и дарят тому, кто первым решит каждую головоломку, 0,12 BTC (примерно 3 000 долларов США). Их крупная ставка на крупнейший блокчейн должна кое-что сказать об их вере в важность этой цепи.
Технология Bitcoin получает обновление: новая функция, называемая родительско-детскими надписями, объединяется с надписями. Это позволит создать стандарт для связи коллекционных предметов на цепочке и заложит основу для коллекций, родословных и абстрактных идей, о которых, вероятно, еще даже не задумывались.
Технологии совершенствуются, а сообщество растет, в то время как строители устраняют шероховатости вокруг ядра движения надписей. Биткойн вечен, и его коллекционные экземпляры тоже. Поэтому не торопитесь вступать в игру: экосистема биткойна никуда не денется.
Посмотреть графики
Мировые продажи NFT упали до уровня, который в последний раз наблюдался в мае 2021 года, а покупатели, продавцы и сделки выглядят до жути похожими на тот период. Я слежу за тем, не упадут ли наши продажи до уровня 30-55 млн. долларов США, что означает возвращение в февраль 2021 года - время, предшествующее полному надуванию пузыря. Мы все ждем, где же будет наша нижняя граница, и, в конечном счете, насколько торговля последних двух-трех лет была действительно коллективной оценкой этих активов.
- На этой неделе DMarket вновь возглавил один из рейтингов коллекционирования. Продажи игровой кожи на сумму 7,6 млн. долларов США опередили коллекционные предметы фэнтези-спорта, игровые активы, PFP и предметы искусства.
- DraftKings, Sorare и NFL All Day получили за прошедшую неделю 4,5 млн. долларов США, 2,9 млн. долларов США и 1,1 млн. долларов США соответственно, выиграв от старта сезона NFL. Спортивные коллекционные товары останутся на блокчейне и даже будут процветать во время медвежьего рынка.
- Продажи существительных растут, но это не очень хорошие новости. Их DAO совершило форк, в результате чего владельцы получили возможность продать свои Noun NFT обратно в DAO за сумму, значительно превышающую текущий курс NFT на вторичных рынках.
- На этой неделе Ethereum упал на 12,58%, но все равно доминировал в продажах NFT, объем продаж составил более 41 млн. долл.
- Коллекция DMarket компании Mythos Chain (игровые скины CS:GO, Rust, DOTA 2) составляет 98% от всего объема продаж блокчейна.
- На этой неделе NFT-продажи Polygon в значительной степени обусловлены продажами DraftKings: более 62% от общего объема NFT-продаж приходится на коллекцию фэнтези-спортивных игр.
- Торговля ImmutableX перетекла к коллекциям Illuvitars после предложения поощрений в виде токенов $IMX за торговлю NFT на любой торговой площадке.