Согласно недавним сообщениям СМИ, шесть европейских стран во главе с Германией работают над созданием органа по борьбе с отмыванием денег (AML), в сферу компетенции которого будет входить рынок криптовалют. Подробностей пока мало, но известно, что в инициативе участвуют Германия, Испания, Австрия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Группа работает над «сферой компетенции и дизайном» новой международной группы по контролю за отмыванием денег, которая будет уделять особое внимание криптовалюте, а Европейская комиссия — ключевой исполнительный орган Европейского Союза — станет основной платформой для обсуждения. Как этот шаг повлияет на европейское криптопространство?

Мандат сторожевого пса

Новая целевая группа будет стремиться «охватить наиболее рискованные трансграничные организации среди банков, финансовых учреждений и поставщиков услуг криптоактивов». На данный момент инициатива все еще ожидает официального обсуждения. Кристиан Томс, партнер группы судебной и арбитражной практики юридической фирмы Brown Rudnick в Лондоне, отметил Cointelegraph:

«Переговоры вокруг его компетенции продолжаются, и в рамках этих переговоров — предположительно, учитывая растущее осознание использования и рисков, связанных с криптовалютой, — понимаются конкретные дискуссии о том, чтобы сделать роль агентства в регулировании криптовалюты и связанные с ними учреждения являются ключевой частью его мандата, потенциально даже излагая такие вопросы в своих основополагающих принципах».

Это не первый раз, когда СМИ спекулируют на идее создания целевой группы ЕС по криптографии. В июле 2021 года агентство Reuters со ссылкой на просочившиеся документы сообщило, что Европейская комиссия предложила новый орган по борьбе с отмыванием денег, который станет «центральным элементом» всей европейской архитектуры надзора за криптовалютами. Упомянутые планы также включали новые требования к поставщикам услуг виртуальных активов в соответствии со строгими стандартами ЕС по сбору данных.

Управляется директивами

Распространенной критикой регулирования криптовалюты в США является то, что оно опирается на мешанину агентств, таких как Комиссия по ценным бумагам и биржам, Комиссия по торговле товарными фьючерсами, Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями и многие другие. В Европе, впрочем, тоже нет единого ответственного органа — есть лишь лоскутное одеяло из различных национальных агентств, многие из которых специализируются в вопросах цифровой экономики. Это делает создание централизованного сторожевого пса скорее необходимостью, чем враждебным шагом.

Нынешнее отсутствие такого органа связано с тем, что правила ЕС по борьбе с отмыванием денег устанавливаются директивами, которые представляют собой законодательные акты, которые не являются автоматически обязательными и вместо этого должны быть перенесены каждым государством-членом в свое национальное законодательство. Тибо Вербьест, глава отдела финансовых технологий и криптовалюты юридической фирмы Metalaw, объяснил Cointelegraph:

«Хотя 5-я Директива по борьбе с отмыванием денег, которая вступила в силу 10 января 2020 года и с тех пор была полностью перенесена почти всеми государствами-членами, включает в свою сферу действия поставщиков криптографических услуг (в частности, бирж и поставщиков кастодиальных кошельков) в качестве обязанных лиц. [...] отсутствие общеевропейского органа вынуждает полагаться на каждого национального регулирующего органа в обеспечении соблюдения правил ПОД».

Нынешнее состояние европейского правоприменения в сфере ПОД подверглось резкой критике несколько лет назад, когда отдельные расследования на национальном уровне показали, что более 200 миллиардов евро (около 227 миллиардов долларов на тот момент) денег нерезидентов прошло через эстонское отделение крупнейшего банка Дании. в период с 2007 по 2015 год.

Изменения в нормативно-правовой базе

С приходом новой силы правоприменения мы можем стать свидетелями быстрой централизации (и уточнения) криптоструктуры ЕС. Это может преуменьшить конкурентное преимущество некоторых явно дружественных юрисдикций, поскольку, по мнению Verbiest, различия в переносе, толковании и применении правил будут сглажены. Государству-члену ЕС будет труднее, если не невозможно, занять позицию, отличную от других:

«Мероприятия по мониторингу и правила борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма в ЕС будут унифицированы и консолидированы. [...] В связи с более строгими требованиями к отчетности и более тесным сотрудничеством между государствами-членами по вопросам ПОД/ФТ, регуляторы желают установить наилучшее возможное отображение криптовалютных транзакций, чтобы выявить транзакции, относящиеся к незаконной деятельности, а также ограничить эрозию налогооблагаемой базы».

Основная тенденция быстрой регулятивной консолидации сохраняется, поскольку проблема отмывания денег (не обязательно связанная с криптовалютой) остается весьма актуальной. По словам Томса, правила и нормы AML в целом ужесточаются с каждой новой итерацией правил ЕС, поскольку борьба с грязными деньгами усиливается:

«Нынешний конфликт в Украине и санкции против России могут стать дополнительным катализатором ужесточения регулирования по всем направлениям, если есть опасения, что некоторые стороны могут теперь еще более активно искать все новые и новые способы обойти регулирование AML. [...] Crypto, которая уже некоторое время находится в поле зрения ЕС, вполне может оказаться в ситуации».

Жесткий сценарий

Еще одним важным фактором является развитие проектов центрального банка и государственных цифровых валют, которые могут повлиять на климат регулирования и надзора и вряд ли будут оптимистичными для криптоиндустрии. Если это движение наберет обороты по всей Европе, «нерегулируемые» криптовалютные компании и валюты могут стать все более маргинальными и рассматриваться как путь, по которому идут те, кто по какой-то причине не хочет использовать разрешенные государством CBDC.

Однако такой мрачный сценарий далеко не гарантирован, учитывая растущее распространение криптовалюты на розничном и институциональном уровнях, а также то, что все больше и больше громких имен в финансах каким-то образом вовлекаются в нее.

В конце концов, Европа, где принятие исполнительных решений, возможно, менее обременено парламентским давлением, чем в США, может занять более жесткую позицию в отношении криптовалюты. ЕС, вероятно, будет стремиться занять все более жесткую позицию в регулировании преступного поведения и защите прав потребителей, а криптовалюты по-прежнему вызывают подозрение.

Но игра не односторонняя: в конце концов, криптоиндустрии придется выяснить, как решать вопросы прозрачности и «знай своего клиента» в децентрализованном мире.

Источник