Как правило, многочисленные отчеты, публикуемые Советом по финансовой стабильности (FSB), не содержат особо смелых предложений.
Международный контрольный орган, состоящий из представителей финансовых ведомств 20 крупнейших экономик мира (G-20), СФС ограничивает свою деятельность анализом рисков, не утруждая себя глобальным видением экономического развития.
Однако последние рекомендации по криптовалютам, разработанные СФС для местных и глобальных регуляторов, содержат ряд довольно жестких предложений.
Пожалуй, наиболее ярким из них является требование к каждому эмитенту стейблкоинов получить местную лицензию до начала операций в той или иной юрисдикции. До сих пор подобная процедура была привычна для криптоплатформ, выполняющих множество функций, начиная с депозитарных и обменных. И даже эти провайдеры до сих пор испытывают трудности с получением разрешения в большинстве национальных юрисдикций. Что же может означать такое требование для провайдеров стейблкоинов?
Что именно предлагают новые рекомендации?
17 июля СФС предложил глобальную систему регулирования криптовалют, разделив ее на два блока рекомендаций. Один из них - высокоуровневые рекомендации по регулированию криптовалют в целом - не содержит особых сюрпризов.
Совет предложил следовать принципу "та же деятельность, тот же риск, то же регулирование" и обязать криптоплатформы соблюдать некоторые базовые, давно обсуждаемые правила: Отделять цифровые активы клиентов от собственных средств и разделять функции. В докладе также отмечается, что регулирование не будет эффективным до тех пор, пока органы власти не смогут полноценно сотрудничать между юрисдикциями.
Рекомендации высокого уровня по "Регулированию, надзору и контролю за глобальными стабильными монетарными соглашениями" содержат более яркие предложения. СФС исходит из определения "глобального стабильного монета" (ГСК) - монеты, которая служит средством платежа и хранения и имеет потенциал для принятия во многих юрисдикциях. Поскольку ГСК потенциально могут оказать огромное влияние на экономику, любой национальный регулятор, по мнению FSB, должен:
"Обладать и использовать полномочия и возможности для, в соответствующих случаях, регулирования, надзора, контроля и, в случае необходимости или целесообразности, эффективного запрета деятельности, связанной со стабильными монетами, и услуг, предлагаемых пользователям стабильных монеток, в своей юрисдикции или из нее".
Для осуществления такого контроля местные власти должны требовать от провайдеров ГПСЦ наличия "системы управления". В частности, речь идет об "органе управления", состоящем из одного или нескольких идентифицируемых и ответственных юридических или физических лиц. Это означает, что полностью безразрешительные электронные книги могут создать "особые проблемы для подотчетности и управления". Органы власти должны позаботиться о том, чтобы контролировать и их.
Наряду со стандартным набором требований по управлению рисками и противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), эмитентам ГПС следует помнить о соблюдении "правила путешествий" Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Это правило было введено в 2019 году специально для борьбы с анонимностью незаконных криптовалютных транзакций. Согласно правилу, поставщики виртуальных активов должны получать и раскрывать точные данные об отправителе и получателе криптовалютного перевода "либо во время транзакции, либо до нее". В июне 2023 года ФАТФ заявила, что "более половины" стран ООН не предприняли никаких действий для реализации этого правила.
Поставщики стейблкоинов должны будут внедрить системы управления данными, которые "регистрируют и защищают" соответствующие данные и информацию. Кроме того, добавляет СФС, все применимые требования к конфиденциальности данных должны также соблюдаться в рамках местных юрисдикций.
Рекомендация номер девять определяет порядок реализации прав выкупа, которые должны быть защищены для функционирования ГЦБ. Эмитент должен гарантировать, что погашение пользователями не будет поставлено под угрозу из-за сбоев в работе посредника или по какой-либо другой причине. Именно здесь вступает в силу фактический запрет алгоритмических стейблкоинов:
"ГЦБ не должен полагаться на арбитражную деятельность для поддержания стабильной стоимости в любой момент времени, и он не должен получать свою стоимость от алгоритмов".
Что касается резервных активов, обеспечивающих стоимость стейблкоинов, то они должны исключать "спекулятивные и волатильные" активы, не имеющие достаточных исторических свидетельств и данных о качестве и ликвидности. "Таковы, например, большинство криптоактивов", - говорится в заключении документа.
Рыночная стоимость резервных активов должна постоянно соответствовать количеству находящихся в обращении стейблкоинов или превышать его.
Однако здесь есть важная оговорка: СФС делает исключение из правил соотношения резервных активов 1:1 для тех эмитентов ГЦБ, которые подлежат надзору, эквивалентному надзору коммерческих банков.
И последняя, но не менее важная рекомендация № 10. Она устанавливает предварительное требование к эмитентам ГЦБ о получении лицензии в каждой конкретной юрисдикции для осуществления деятельности в ней. Как говорится в документе:
"Органы власти не должны разрешать функционирование механизма ГПСЦ в своей юрисдикции, если такой механизм не отвечает всем нормативным, надзорным и контрольным требованиям их юрисдикции, включая утверждение (например, лицензии или регистрации), если такой механизм существует".
Такое требование вызывает ряд вопросов, а также опасения, что эмитенты стейблкоинов столкнутся с процедурами, аналогичными криптовалютным биржам.
Придется ли криптобиржам заморозить торговлю определенными стейблкоинами в тех юрисдикциях, где эти монеты все еще ожидают получения необходимой документации?
Учитывая, что речь идет, прежде всего, о наиболее популярных в мире стабильных монетах, таких как Tether (USDT), USD Coin (USDC) или Binance-coin">Binance Coin (BNB), такое требование во имя финансовой стабильности грозит рынку серьезными сбоями.
"Хитрое обязательство", которое может стать реальным
"Необходимость регистрироваться в разных юрисдикциях, где действуют разные правила, требования к отчетности и контролю, скорее всего, усложнит ситуацию и приведет к большим трудностям", - сказал Cointelegraph Саша Гебали, директор по стратегии компании The Tie.
По его мнению, без каких-либо дополнительных поправок такие меры могут привести лишь к менее эффективной системе обмена стейблкоинов на вторичных рынках децентрализованных финансов (DeFi).
Евгений Кузин, CMO криптовалютной платежной экосистемы CoinsPaid, также считает, что требование о выдаче лицензии является "хитрым обязательством", которое может быть трудно выполнить. В беседе с Cointelegraph он пояснил, что эмитенты стейблкоинов будут просто заниматься регулятивным арбитражем:
"Такая избирательная интеграция повлияет на принятие стабильных монет, поскольку пользователи в странах с более благоприятными правилами будут иметь доступ к большому количеству стабильных монет по сравнению с другими".
Возможности для такого арбитража будут существовать недолго, если рекомендация СФС о полной трансграничной интеграции регулирования в какой-то момент станет реальностью. Но достаточно ли полномочий у Совета по финансовой стабильности для достижения этой цели?
"Хотя СФС не является регулирующим органом, его влияние очень сильно, и его рекомендации высоко ценятся правительствами и регулирующими органами", - сказал Кузин.
Гебали скептически относится к возможности применения стандартов Базельского банка к провайдерам стейблкоинов, поскольку они не могут заменить спрос на резервные активы в соотношении 1:1. По его словам, скорость, с которой активы могут перемещаться по цепочке, гораздо выше той, к которой привыкло традиционное финансовое регулирование, и это требует более осторожного подхода: "Только тогда можно будет добавлять дополнительные уровни риска со стороны других сервисов, но сначала нам нужен этот фундаментальный кирпичик".
Кузин, в свою очередь, считает, что предложенный ФСБ вариант обеспечивает ценную вариативность рынка и открывает окно возможностей для новых игроков: "Это может дать облегчение новым участникам, в то время как устоявшиеся эмитенты уже поддерживают бизнес-модель, которая опирается на фиатную привязку, и поэтому могут бойкотировать это положение".
Журнал: Girl Gone Crypto считает, что твиты с `BREAKING` крипто-новостями скучны: Hall of Flame
Источник