Европейский союз стал первой крупной юрисдикцией, принявшей всеобъемлющий закон о криптовалютах - Положение о рынках криптоактивов (MiCA), целью которого является обеспечение правовой определенности для криптоиндустрии и инвесторов путем установления стандартных норм и согласованных правил на уровне ЕС.
MiCA может в конечном итоге подавить инновации, навязать универсальный подход к регулированию децентрализованных финансов (DeFi), увеличить затраты на соблюдение требований для децентрализованных бирж (DEXs) и платформ DeFi, вызвать обеспокоенность по поводу конфиденциальности и потребовать сотрудничества между криптоиндустрией и регуляторами для достижения баланса между регулированием и инновациями.
Сдерживание инноваций
Навязывая универсальный подход к регулированию DeFi, MiCA может препятствовать инновациям, поскольку он может не учитывать уникальные характеристики децентрализованных систем. В результате DEX и платформы DeFi могут понести более высокие затраты на соблюдение требований, что снизит их способность к инновациям и предложению новых продуктов и услуг.
Закон Додда-Франка в США и другие аналогичные нормативные акты в сфере традиционных финансов подвергаются критике за их негативное влияние на инновации. Например, он затруднил конкуренцию небольших банков и финансовых учреждений с более крупными из-за растущих нормативных требований и расходов на соблюдение требований. В результате число местных банков сократилось, а банковская отрасль стала более концентрированной.
Аналогичным образом, ограничения MiCA могут затруднить выход на рынок более мелких предприятий DeFi, препятствуя консолидации отрасли. Фундаментальные принципы DeFi - цель которой заключается в создании децентрализованной, открытой, не требующей разрешения финансовой системы - также могут быть поставлены под угрозу в результате применения законов MiCA в отношении децентрализованных сетей.
Увеличение затрат на обеспечение соответствия требованиям для DEX и платформ DeFi
Как уже отмечалось, ожидается, что внедрение MiCA приведет к увеличению затрат на соблюдение требований для DEXs и DeFi платформ, работающих на криптовалютном рынке. Регламент MiCA наложит на DEX и DeFi платформы ряд правил и норм для обеспечения защиты потребителей, предотвращения отмывания денег и поддержания целостности рынка, как и в традиционном финансовом секторе, где соблюдение нормативных требований может быть дорогостоящим и отнимать много времени.
Традиционные финансовые учреждения традиционно несут большие затраты на соблюдение нормативных требований, особенно в годы, последовавшие за финансовым кризисом 2008 года. Банки, страховые компании и другие финансовые организации теперь вынуждены платить больше, чтобы соответствовать новым нормативным требованиям, таким как Базель III и Закон Додда-Франка. В стоимость соблюдения нормативных требований входят расходы на персонал, технологические и потенциально дорогостоящие юридические расходы.
Аналогичным образом, ожидается, что регулирование MiCA приведет к повышению операционных расходов и потенциально ограничит выход на рынок новых игроков. Влияние этих затрат на инновации и конкуренцию на криптовалютном рынке еще предстоит выяснить. Однако требование соблюдения нормативных требований может стать барьером для входа на рынок новых компаний и ограничить способность небольших предприятий конкурировать с более крупными, устоявшимися игроками, которые могут лучше абсорбировать эти расходы.
Вопросы конфиденциальности
В связи с требованием регламента MiCA к поставщикам услуг криптоактивов собирать и хранить значительный объем персональных данных, включая идентификационную информацию пользователей, историю транзакций и другие конфиденциальные данные, также возникнут вопросы конфиденциальности. Такой сбор данных может привести к нарушению конфиденциальности и повысить уязвимость криптоактивов для хакеров.
Традиционные финансовые законы, такие как Закон США о банковской тайне (BSA) и Общий регламент ЕС о защите данных (GDPR), были предметом аналогичных опасений в отношении конфиденциальности. Строгие стандарты защиты данных GDPR вызвали критику за то, что они возлагают чрезмерное бремя на предприятия, увеличивают затраты на соблюдение требований и подавляют инновации. BSA также подвергся критике за то, что требует от финансовых учреждений соблюдения обременительных требований к отчетности, которые могут быть дорогостоящими и отнимать много времени, а также за то, что сбор и хранение персональных данных клиентов потенциально подвергает их риску нарушения конфиденциальности.
Обширные требования к сбору и хранению данных в случае с MiCA могут привести к нарушению конфиденциальности и раскрытию личной информации пользователей. Из-за дополнительных расходов, связанных с соблюдением закона, небольшим компаниям может быть сложно конкурировать с крупными корпорациями, которые могут себе это позволить. Кроме того, это может помешать инновациям в криптовалютном секторе.
С такими законами, как MiCA, властям следует рассмотреть возможность установления баланса между необходимостью защиты конфиденциальности и инновациями в криптобизнесе.