Новые примеры использования блокчейна демонстрируют потенциал технологии для разрушения отраслей, несмотря на то, что "медвежий" рынок криптовалют продолжает набирать обороты. Гран-при Сингапура, который пройдет в эти выходные, продемонстрирует лучшие достижения новой волны криптоинноваций - от билетов, продаваемых с помощью несгораемых токенов (NFT), и спонсорства крыльев до выставок цифрового искусства.

Толпы людей съезжаются со всего мира, чтобы посмотреть ночную гонку по легендарной трассе Marina Bay Circuit. В 2022 году на гонке присутствовало 302 000 зрителей, а во всем мире число поклонников этого вида спорта во много раз больше: каждая гонка собирает в среднем 70 миллионов телезрителей по всему миру.

Таким образом, "Формула-1" становится витриной для брендов и идей, особенно тех, которые находятся на переднем крае инноваций. В Сингапуре проходит множество мероприятий, приуроченных к гонкам, в том числе конференция TOKEN2049 на этой неделе и мероприятие Affyn`s Web3.0 | Art Meets Metaverse 16 сентября. Это событие больше похоже на инновации, чем на спекуляцию.

Это заметно отличается от того, что было в 2021 году, когда криптовалютные биржи заключили десятки громких многомиллионных спонсорских сделок практически со всеми командами Формулы-1 (F1). К началу сезона 2022 года официальных спонсоров криптокоманд было уже 16, помимо Crypto.com, который стал флагманским спонсором самих гонок.

К гонкам "Формулы-1" в Сингапуре приурочено множество мероприятий, в том числе конференция TOKEN2049 и мероприятие Affyn`s Web3.0 | Art Meets Metaverse 16 сентября.
К гонкам "Формулы-1" в Сингапуре приурочено множество мероприятий, в том числе конференция TOKEN2049 и мероприятие Affyn`s Web3.0 | Art Meets Metaverse 16 сентября.

Хотя не все спонсорские деньги иссякли, эти новые инновации отражают индустрию и спорт, которые достигли большего уровня зрелости, сосредоточившись на продуктах, имеющих реальное применение, а не на обещании мгновенного богатства перед своими болельщиками.

"Крах FTX вернул криптоиндустрию на землю, сделав ее похожей на все остальные отрасли на планете, которые должны демонстрировать фундаментальные показатели для привлечения денег", - заявил Томас Вартанян, исполнительный директор Financial Technology & Cybersecurity Center, некоммерческой организации, отстаивающей политику, расположенной в штате Вирджиния (США).

Медовый месяц: дни славы

"В спорте есть что-то особенное", - говорит Стивен Калифовиц, директор по маркетингу сингапурской биржи Crypto.com. "Это общинный опыт, способный объединить людей, даже если они не сидят рядом друг с другом".

Crypto.com стала первой компанией в индустрии, решившей стать спонсором Формулы-1. Ее имя можно увидеть на рекламных щитах вокруг каждой трассы, входящей в календарь Гран-при, а также на автомобилях гоночной команды Aston Martin Cognizant.

Crypto.com стала первой компанией в индустрии, которая решила стать спонсором Формулы-1. Изображение: Crypto.com
Crypto.com стала первой компанией в индустрии, которая решила стать спонсором Формулы-1. Изображение: Crypto.com

Формула-1 - далеко не единственный вид спорта, который заинтересовал Калифовица: в качестве показателя масштабов деятельности компании он привел коммерческие партнерства биржи с UFC и NFL в США, футбольной лигой Serie A в Италии, а также с Австралийской футбольной лигой. Кроме того, биржа выступила спонсором многофункционального стадиона Crypto.com Arena в Лос-Анджелесе, а также чемпионата мира по футболу 2022 года в Катаре.

Но в отношениях с "Формулой-1" есть что-то особенное.

Во многих отношениях индустрия и спорт - идеальные соседи. По словам Калифовица, особенно привлекателен тот факт, что в основе этого вида спорта лежат "технологии и инновации". Далее он отметил, что международная аудитория "Формулы-1" - 20 гонок на пяти континентах и популярное на Netflix шоу "Выжить" - и "молодые и технологически подкованные" люди - являются причинами, которые делают ее столь привлекательной для криптовалютных спонсоров.

По данным опроса 167 000 болельщиков, проведенного в октябре 2021 года в 180 странах мира, средний возраст поклонников "Формулы-1" составляет всего 32 года. Мужчины составили 81,7% болельщиков.

Пол Асенсио, директор по доходам команды Williams F1, заявил, что такие совпадения делают фанатов F1 "идеальной демографической группой" для криптовалютных спонсоров. "Вероятность того, что болельщики "Формулы-1" владеют криптовалютой, на 75% выше, чем у среднестатистического спортивного болельщика", - сказал он, добавив, что, по данным Williams, более 85 млн болельщиков "Формулы-1" также являются криптоинвесторами.

Crypto.com стал первым из многих. К сезону 2022 года у каждой гоночной команды появился свой криптоспонсор. Другие крупные биржи, такие как Binance, в партнерстве с Alpine выпустили 280 тыс. токенов для болельщиков, а дубайская компания Bybit выступила спонсором команды Red Bull, выигравшей чемпионат, заключив трехлетнюю сделку на сумму 150 млн долларов США.

Но, как хорошо известно всем, кто следит за криптовалютами, медовый месяц длился недолго.

Отношения на грани
Отношения на грани

Однако, по словам Калифовица из Crypto.com, отрасль "испытывает некоторые препятствия".

Это еще мягко сказано. Как и во многих других отраслях, проблемы начались с медвежьего рынка 2022 года. В результате краха биржи FTX, которая столкнулась с кризисом ликвидности и впоследствии была вынуждена подать заявление о банкротстве с "черной дырой" в 8 млрд. долларов США, одна команда, в частности, попала под горячую руку.

Команда Mercedes-AMG - это "Нью-Йорк Янкиз" или "Манчестер Юнайтед" в Формуле-1. Компания FTX искала их в качестве спонсора "голубой фишки", партнерство с которой должно было придать авторитет обоим брендам. Внезапный крах биржи застал Mercedes врасплох; они быстро сняли логотип FTX со своих автомобилей и расторгли многолетнее соглашение с биржей.

Компания Mercedes не ответила на комментарии к данной статье. Во время краха партнерства босс команды Mercedes Тото Вольфф сказал Motorsport.com, что, несмотря на то, что он "твердо верит в блокчейн как способ транзакций в будущем", крах FTX оставил его в "полном недоверии".

"Мы рассматривали компанию FTX как одного из наиболее надежных и солидных, финансово состоятельных партнеров. И тут откуда ни возьмись появляется криптовалютная компания, которая, по сути, может встать на колени и исчезнуть за одну неделю", - сказал он.

Мы рассматривали компанию FTX, поскольку она была одним из наиболее надежных и солидных, финансово устойчивых партнеров. И вот, как видите, криптовалютная компания может встать на колени и исчезнуть за одну неделю.

Босс команды Mercedes Тото Вольфф

Внезапный крах заставил многие команды пересмотреть свои связи с индустрией. Вскоре к Mercedes присоединились Alpha Tauri и Ferrari, которые отказались от криптовалютных спонсоров. Итальянская команда разорвала коммерческие связи с блокчейн-компанией Velas в январе 2023 года, в результате чего только в этом году она недополучит 30 млн долл.

Сохранившиеся обмены продолжают носить обнадеживающий характер. "Доверие к нашему бренду очень высоко", - утверждает Калифовиц в Crypto.com. "Наш баланс устойчив, и мы по-прежнему сосредоточены на развитии наших основных принципов - регулирования, доверия и безопасности". Он добавил, что биржа "остается полностью приверженной своим спортивным партнерствам, многие из которых являются долгосрочными".

Не все в этом убеждены.

"FTX и сопровождавшие его потрясения, а также "медвежий" рынок, естественно, должны заставить корпорации пересмотреть свои маркетинговые и спонсорские планы. Это не должно быть сюрпризом", - сказал Вартанян из некоммерческой организации, расположенной в штате Вирджиния. Он добавил, что дополнительным вопросом является "ответственность за поддержку продуктов, которые взрываются", как в случае с FTX и Mercedes.

"Репутационный фактор меняется в зависимости от отрасли - банки будут более неохотно идти на это, чем парикмахеры, - но нужно было бы жить в пещере, чтобы не беспокоиться о репутационных аспектах криптовалют, пока этот период не закончится", - добавил он.

Консультации по вопросам брака: восстановление репутации

Однако одной из команд, которая не стала разрывать связи, стала Williams F1, которая в марте пошла против течения и заключила новое соглашение с криптовалютной биржей Kraken.

Директор по доходам Williams-F1 Пол Асенсио уже видел все это раньше. "Я занимаюсь этим уже 25 лет, начиная с бейсбольной команды New York Mets. Я проходил через это больше раз, чем мне хотелось бы вспомнить".

"Наша задача - максимально снизить этот риск. Но с любой из компаний, с которыми мы работаем, может случиться все, что угодно. В конечном счете, необходимо как можно лучше защитить себя, а для этого нужно провести надлежащую проверку", - сказал Аскенсио.

В маркетинговой стратегии Уильямса прослеживается стремление не только к долларам, которые может принести криптоспонсорство, но и к созданию чувства общности со своей фанбазой.

На Гран-при США, который пройдет в октябре этого года, на задних крыльях болидов Williams будут размещены персонализированные NFT. Болельщикам предлагается присылать свои эскизы NFT, из которых в итоге будут выбраны 20, а фанаты смогут проголосовать за понравившийся в Twitter.

Кто-то может возразить, что такие акции немного диковаты - разве нельзя провести аналогичный конкурс без блокчейна? Но на вопрос о том, была ли технология NFT необходимой для этого предприятия, Асенсио ответил, что она "неотъемлема" от того бренда, который они пытаются создать вместе со своим спонсором. "Для Kraken было очень важно, чтобы их сообщество участвовало в этом партнерстве", - сказал он.

По словам Асенсио, он рассматривает эти отношения как "не просто стандартное спонсорство в Формуле 1, а действительно маркетинговое партнерство, в котором мы оба получаем выгоду. NFT на заднем крыле - прекрасный пример этого. Это креативно, это по-другому. Никто больше так не делает".

Стремление к полезности - это то, что находит свое отражение во всем спорте. В мае этого года на Гран-при Монако ведущий билетный провайдер Platinum использовал технологию блокчейн, чтобы предложить болельщикам билеты NFT.

Эта идея была реализована на Гран-при Нидерландов в конце августа, где с помощью NFT-технологий болельщики получили ряд интерактивных цифровых коллекционных предметов в комплекте с билетами на гонку.

Использование слова collectibles здесь не случайно. "Мы очень точно называем их коллекционными, а не НФТ", - говорит Маартен Блумерс, генеральный директор компании GET Protocol и разработчик продукта. "Я криптовалютчик, но называю ли я себя таковым потенциальным клиентам? Нет, конечно. Репутационный ущерб, нанесенный криптовалютам, огромен. Люди с большой опаской относятся к криптовалютным компаниям".

Репутационный ущерб, нанесенный криптовалютам, огромен. Люди с большой опаской относятся к криптовалютным компаниям

Маартен Блумерс, генеральный директор GET Protocol

Опасения Блумерса обусловлены тем, что во время "медвежьего" рынка NFT показали себя даже хуже, чем более известные криптовалюты. Согласно флагманскому индексу NFT 500 от Forkast Labs, средний NFT упал в цене на 93,43% с момента пика рынка в январе 2022 года. Падение не имеет никаких признаков: в то время как биткойн восстановился в 2023 году, продажи NFT только за этот год упали на 49%.

Блумерс считает, что путь к преодолению этой проблемы заключается в том, чтобы полностью отказаться от ассоциации с аббревиатурой NFT. "Мы, по сути, продаем ее как чистый холст", - сказал он. "Мы хотим донести эту технологию до широкой публики без всякого трения. Им не нужно знать, что это блокчейн. Им не нужно ничего знать о ней. Им нужно нажать на кнопку и увидеть волшебство".

По его мнению, эти цифровые предметы коллекционирования могут стать основой для системы лояльности (которая в перспективе может быть расширена до создания регулируемого вторичного рынка билетов), средством доступа к интерактивным функциям в день соревнований, таким как рынок прогнозов в режиме реального времени, или для голосования за лучшего гонщика дня.

Коллекционный билет предлагался в качестве бесплатной опции всем, кто купил билет, и почти четверть из 100 000 зрителей решили взаимодействовать с ним.

Блумерс подозревает, что многие из них уже обращены в веру. "Я ожидаю, что многие из тех, кто перешел на новые технологии, будут в основном такими же "ботаниками", как я, верно? Но опять же, все зависит от полезности. Если мы хотим подтолкнуть людей к Web3, они будут готовы пройти еще один-два шага, если в конце туннеля их что-то ждет". Чтобы заставить широкую публику принять эту технологию так же, как электронную почту или Интернет, необходимо создавать продукты, которые действительно добавляют ценность для широкой публики, не создавая при этом дополнительных сложностей".

Источник