У частных лиц есть разные варианты хранения криптовалют. Они могут использовать размещенный кошелек (иногда называемый кастодиальным кошельком), в котором участвует посредник (хост), который обычно получает, хранит и передает активы от имени своих клиентов. Например, централизованная криптовалютная биржа может быть поставщиком хостируемого кошелька, у которого физическое лицо создает счет/кошелек. В таких случаях хранимые ценности принадлежат владельцу счета, но средства контролируются провайдером/хостом кошелька (в соответствии с договорным соглашением и инструкциями клиента).

В качестве альтернативы криптовалюты можно хранить в нехостинговом кошельке (иногда его также называют самохостинговым, или некустодиальным, кошельком), который фактически представляет собой программное обеспечение, установленное на компьютере, телефоне или других устройствах. Средства в нехостинговом кошельке контролируются отдельным человеком без участия посредника, подобно реальным наличным деньгам в физическом кошельке. Пользователи нехостинговых кошельков обычно могут напрямую взаимодействовать с системой цифровой валюты без участия финансового учреждения, поставщика услуг или другого посредника. Пользователи нехостинговых кошельков могут получать, отправлять и обменивать свои криптоактивы с другими нехостинговыми кошельками или на биржевой платформе, не раскрывая своей личности. Естественно, операции с использованием нехостинговых кошельков сложнее отследить и тщательно проверить на предмет соответствия требованиям по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В настоящее время нехостинговые кошельки стали привлекать все больше внимания и пристального внимания со стороны властей. Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) - орган США, в полномочия которого входит защита финансовой системы от незаконного использования, отмывания денег и финансирования терроризма, а также содействие национальной безопасности - выразил мнение, что операции с использованием нехостинговых кошельков повышают риски ПОД/ФТ. Его озабоченность также связана с кошельками, размещенными в иностранном финансовом учреждении, на которое не распространяется эффективное регулирование ПОД/ФТ - "кошельки, на которые распространяется иное регулирование" - например, из таких стран, как Бирма или Северная Корея. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), межправительственный орган по разработке политики, который отслеживает и устанавливает международные стандарты для правил ПОД/ФТ, имеет аналогичные опасения.

Несмотря на то, что данные в публичных сетях блокчейн, как правило, открыты и прозрачны и могут быть использованы для отслеживания сетевой активности, такие органы, как FinCEN, не считают это достаточным для снижения рисков нехостинговых кошельков.

FinCEN

В декабре 2020 года FinCEN выпустил предложение под названием "Требования к определенным операциям, связанным с конвертируемой виртуальной валютой или цифровыми активами", с более широкой целью - устранить угрозу незаконного финансирования, которая, как считается, возникает в результате использования нехостинговых или покрытых кошельков. FinCEN предложил установить новые требования к отчетности и ведению учета, аналогичные правилам для традиционных денежных переводов.

Новые требования будут применяться к операциям с использованием нехостинговых или иным образом охваченных кошельков, включая депозиты, снятие средств, обмен и другие платежи или переводы конвертируемой виртуальной валюты или цифровых активов со статусом законного платежного средства (цифровые валюты центрального банка) через банк или предприятия денежного обслуживания (ПДУ).

Согласно предложению, если сумма сделки превышает $10 000 (или является одной из нескольких сделок в течение 24-часового периода, которые в совокупности превышают эту сумму), банк или МБС должны будут подать отчет в FinCEN и включить определенную информацию о сделке, контрагенте (имя и физический адрес) и проверку личности своего клиента. Если сумма сделки превышает $3 000, банки и МБС будут обязаны вести учет сделки и контрагента, включая проверку личности своего клиента.

ФАТФ

Вскоре после этого, в марте 2021 года, ФАТФ выпустила проект руководства по применению риск-ориентированного подхода к виртуальным активам (ВА) и поставщикам услуг виртуальных активов (VASPs). В нем рекомендуется, чтобы переводы виртуальных активов на нехостинговые кошельки или с них рассматривались VASP как операции с повышенным риском и подлежали усиленному контролю и ограничениям.

Соответствующее: Проект руководства ФАТФ направлен на обеспечение соответствия требованиям DeFi

ФАТФ также рекомендует отдельным странам понять, как используются одноранговые операции в их юрисдикции, и каков потенциальный риск отмывания денег и финансирования терроризма от таких операций. Если эти риски считаются неприемлемо высокими, страны должны стремиться улучшить видимость операций P2p и ограничить свою подверженность им. Они могут достичь этого с помощью таких мер, как выпуск руководства или введение контроля, эквивалентного отчетам о валютных операциях или отчетности о трансграничных переводах инструментов.

ФАТФ четко указывает, что ее рекомендации возлагают обязательства по ПОД/ФТ не на физических лиц, а на посредников между физическими лицами и финансовой системой. Поэтому чистые P2P-транзакции не будут подпадать под эти обязательства. Однако в случае VA-переводов, когда только одна сторона является обязанной организацией - например, ПДУ, а другая - нехостинговым кошельком, ФАТФ рекомендует рассматривать такие переводы виртуальных активов как операции с повышенным риском со стороны ПДУ. ФАТФ фактически стремится распространить действие Правила путешествий на ПДУ, если в переводе виртуальных активов участвует нехостинговый кошелек.

Если страна считает риски от P2P-транзакций неприемлемо высокими, ФАТФ также рекомендует смягчающие меры, включая усиление надзора на местах и за пределами страны или отказ в выдаче лицензии ПДУ, которые позволяют осуществлять операции с нехостинговыми кошельками. Страны также могут обязать ПДУ принимать транзакции только к другим ПДУ и от них, или установить дополнительные требования по ведению учета и должной осмотрительности для тех ПДУ, которые принимают транзакции с нехостинговыми кошельками. Странам также предписано рассмотреть дополнительные ограничения, меры контроля или запреты, направленные на нехостинговые кошельки. ПДУ могут решить ограничить или запретить транзакции на нехостинговые кошельки или на кошельки, которые ранее осуществляли P2P-транзакции.

За пределами FinCEN и FATF

FinCEN и FATF - не единственные органы, стремящиеся устранить недостатки в работе с нехостинговыми кошельками. Например, Швейцария и Нидерланды уже ввели более строгий контроль.

Швейцарское управление по надзору за финансовыми рынками уже предъявляет более строгие требования к сделкам на сумму свыше 1 000 швейцарских франков (примерно 1 020 долларов США) с использованием частных кошельков. Эти требования включают идентификацию стороны, установление бенефициарного владельца и проверку полномочий распоряжения внешними кошельками.

В Нидерландах Голландский национальный банк (DNB) теперь требует, чтобы поставщики криптоуслуг, желающие официально зарегистрироваться в центральном банке, продемонстрировали свое соответствие требованиям проверки в соответствии с Законом о санкциях 1977 года. Это предполагает установление личности и места проживания контрагента, проверку его по санкционным спискам и установление того, что это физическое или юридическое лицо действительно является получателем или отправителем. Это дополнительное требование вызвало много критики и в настоящее время оспаривается в суде.

Takeaways

FinCEN и FATF, похоже, согласовали свой подход к нехостинговым кошелькам. Их предложения еще не доработаны и были встречены бурными дебатами и критикой. Только предложение FinCEN получило более 7 700 комментариев. Первоначально FinCEN неоднозначно предоставил всего 15 дней для комментариев, обосновывая столь короткий период консультаций функцией, связанной с иностранными делами, значительными императивами национальной безопасности и предыдущими взаимодействиями с криптовалютной индустрией. Однако в середине января 2021 года FinCEN вновь открыл период комментариев на дополнительные 15 дней для требований к отчетности и 45 дней для ведения учета и отчетности контрагентов. В конце января 2021 года FinCEN продлил период комментариев еще на 60 дней; комментарии были закрыты к 29 марта. С другой стороны, период консультаций с ФАТФ завершился 20 апреля.

Заинтересованные стороны высказали ряд опасений, включая правовые, процедурные, технические и этические вопросы. Существуют вопросы конфиденциальности, поскольку раскрытие личности за нехостинговым кошельком приведет к раскрытию всего журнала транзакций, записанных в публичной сети, что значительно превышает информацию, которая собирается в соответствии с Правилом о путешествиях при традиционных банковских операциях. Новые правила наложат на поставщиков услуг дополнительные обязательства по соблюдению требований в отношении сторон, которые не являются их клиентами, а также заставят физических лиц раскрывать личную информацию поставщику услуг своего контрагента. Не исключено, что некоторые поставщики услуг решат не поддерживать операции с нехостинговыми кошельками, чтобы избежать дополнительного бремени по соблюдению требований, что фактически будет равносильно косвенному запрету на такие операции.

Существует также ряд технических и операционных проблем, связанных с реализацией этих требований. Например, DNB предложил решения для проверки контрагентов, которые включают совместное использование экрана или видеоконференции во время входа в систему, подписание транзакции или отправку небольшого количества криптовалюты обратно поставщику по запросу, все из которых сами по себе вызывают множество вопросов и представляются невыполнимыми.

Новые правила могут также подорвать финансовую доступность, поскольку нехостинговые кошельки предоставляют возможности доступа к финансовым услугам для населения, не пользующегося банковскими услугами или не имеющего их. Введение жесткого контроля над нехостинговыми кошельками может также осложнить такие вещи, как сбор средств на благотворительность в криптофондах, поскольку благотворительные организации не контролируют, кто делает пожертвования, а доноры часто хотят оставаться анонимными.

Поскольку рыночная капитализация криптовалютного рынка составляет около 2 триллионов долларов США после недавнего невероятного роста, на карту поставлено множество интересов, когда речь заходит о дополнительных требованиях к соблюдению законодательства. Заинтересованные стороны с нетерпением ждут последнего слова от FinCEN и FATF.

Агата Феррейра является доцентом Варшавского технологического университета и приглашенным профессором ряда других учебных заведений. Она изучала право в четырех различных юрисдикциях, в системах общего и гражданского права. Агата более десяти лет занималась юридической практикой в финансовом секторе Великобритании в одной из ведущих юридических фирм и в инвестиционном банке. Она является членом группы экспертов Обсерватории и Форума ЕС по блокчейну и членом консультативного совета Blockchain for Europe.

Источник