Тысячи картин английского художника Дэмиена Херста будут подожжены во время октябрьской выставки, но останутся жить в виде невоспламеняющихся жетонов (NFT), сообщает лондонская галерея Newport Street Gallery, которая является организатором мероприятия, проходящего до конца месяца.

По оценкам газеты Guardian, стоимость работ, представляющих собой серию из 10 000 полотен с фирменными разноцветными точками художника, составляет более 11 миллионов долларов США. Херст считается самым богатым из ныне живущих художников Великобритании с состоянием, превышающим 380 миллионов долларов США.  

Захват экрана "Totally gonna sell you", из коллекции "The Currency". Изображение: Дэмиен Херст
Захват экрана "Totally gonna sell you", из коллекции "The Currency". Изображение: Дэмиен Херст

Мероприятие под названием Damien Hirst`s The Currency стартовало в июле 2021 года в сотрудничестве с сервисом цифрового искусства Heni и включало в себя 10 000 NFT, соответствующих 10 000 холстов, согласно Newport Gallery. Покупателям произведений искусства было предложено выбрать между NFT и физической версией до крайнего срока, установленного 27 июля этого года. 

К этой дате чуть больше половины коллекционеров, 5 149, выбрали картину, а 4 851 - NFT. Те, кто выбрал цифровую версию, получат соответствующее полотно. Те, кто выбрал картину, получат уничтоженные NFT. 

НФТ - это уникальный цифровой идентификатор изображения, записанный в блокчейн, который может быть использован для подтверждения подлинности изображения и цифрового владения им. Однако если художник создает произведение одновременно как физический объект и как НФТ, это может создать двусмысленность в вопросе о том, кому принадлежит оригинал. Не отменяет ли существование одного из них существование другого? 

Для Херста огонь очищает все. Его решение дилеммы физического и цифрового искусства заключается в уничтожении одного или другого - решают его покровители. В случае с Херстом он сотрудничал с покупателем, чтобы уничтожить его оригинальную работу. Однако в других проектах художник не всегда участвует в костре, вдохновленном NFT.  

Сожжение Фриды Кало 

Автопортрет Фриды Кало на выставке Sotheby`s 21 октября 2021 года в Лондоне, Англия. Изображение: Tristan Fewings/Getty Images
Автопортрет Фриды Кало на выставке Sotheby`s 21 октября 2021 года в Лондоне, Англия. Изображение: Tristan Fewings/Getty Images

Когда мексиканский коллекционер произведений искусства и криптовалютный предприниматель Мартин Мобарак купил "Fantasmones siniestros", небольшую картину покойной мексиканской художницы Фриды Кало стоимостью около 10 миллионов долларов США, мало кто ожидал, что он подожжет ее, что, по мнению некоторых властей, переходит границы дозволенного. 

Во время частного мероприятия в своем особняке во Флориде в июле Мобарак, создатель криптовалютного токена AGCoin, снял на видео сжигание рисунка 1945 года.

На видео, размещенном Мобараком на его сайте FridaNFT, видно, как бизнесмен вынимает маленький красочный рисунок из рамки, помещает его в бокал для мартини с сухим льдом и горючим, а затем поджигает его под звуки музыки мариачи и одобрительные возгласы зрителей.

Скриншот из видео FridaNFT "Сожжение картины Фриды Кало за 10 миллионов долларов", на котором предприниматель Мартин Мобарак сжигает картину Кало "Fantasmones Siniestros" для продвижения NFT
Скриншот из видео FridaNFT "Сожжение картины Фриды Кало за 10 миллионов долларов", на котором предприниматель Мартин Мобарак сжигает картину Кало "Fantasmones Siniestros" для продвижения NFT

Поскольку оригинальная работа Кало исчезла, сайт Мобарака объявил, что картина "навсегда перешла в метавселенную". Сайт FridaNFT в настоящее время продает 10 000 цифровых изображений фантазмонов по цене 3 криптовалюты Ether за каждое, что составляет около 40 миллионов долларов США в зависимости от цены на Ether.

На сайте говорится, что вырученные средства будут направлены в несколько филантропических и некоммерческих организаций, занимающихся вопросами искусства и детского здоровья. Среди получателей - Дворец изящных искусств Мехико, находящийся в ведении Национального института изящных искусств и литературы (INBAL), ведущего культурного органа страны.

Однако ИНБАЛ отказался от пожертвования Дворцу изящных искусств. Правительственное агентство заявило, что произведение Кало считается "художественным памятником". Умышленное разрушение художественного памятника является преступлением в соответствии с Федеральным законом о памятниках и археологических, художественных и исторических зонах, сказал INBAL. 

Институт заявил, что проведет расследование инцидента, чтобы выяснить, была ли картина подлинной, прежде чем предпринимать дальнейшие действия. На сайте Мобарака говорится, что подлинность картины была подтверждена 30 июля 2022 года "лучшим куратором Фриды Кало" Андресом Сигелем. 

Придурки Бэнкси

Скриншот из видеоролика Burnt Finance "Authentic Banksy Art Burning Ceremony (NFT)", на котором человек в маске сжигает оригинальную картину Бэнкси "Morons".
Скриншот из видеоролика Burnt Finance "Authentic Banksy Art Burning Ceremony (NFT)", на котором человек в маске сжигает оригинальную картину Бэнкси "Morons".

Сожжение картины Фриды Кало напоминает судьбу оригинальной работы художника Бэнкси в прошлом году. 

Как сообщается, подлинный отпечаток работы Бэнкси "Morons" вспыхнул в прямом эфире в марте 2021 года после того, как был куплен блокчейн-компанией Injective Protocol за 95 000 долларов США и отчеканен как NFT. Бэнкси впервые выпустил работу "Morons" в виде 100 трафаретных отпечатков в 2006 году. 

"Причина, по которой само сожжение так важно, заключается в том, что пока существует физический объект, ценность этого объекта будет сохраняться вместе с физическим", - говорит на видео человек в черной хирургической маске, который затем поджигает картину. 

Morons NFT был продан за 228,69 ETH, что на тот момент стоило 380 000 долларов США. NFT не был перепродан, но последняя ставка на торговой платформе OpenSea составляет около 0,35 ETH, или около 460 долларов США.  

Вишня на вершине

Уличный художник из Гонконга Саботаж, настоящее имя Густав Сабо . Изображение: Предоставлено Szabotage.
Уличный художник из Гонконга Саботаж, настоящее имя Густав Сабо . Изображение: Предоставлено Szabotage.

Многие проекты НФТ, связанные с физическими работами, не столь разрушительны. Современный уличный художник из Гонконга Szabotage - настоящее имя Густав Сабо - продает физические произведения искусства вместе с NFT. 

Он сказал, что начинал как граффити-художник и вдохновлялся такими художниками, как Бэнкси, но никогда не думал об уничтожении физического произведения в рамках продажи NFT. Запах, ощущения и опыт искусства на открытом пространстве рядом с другими людьми невозможно передать, сказал он. 

"Я думаю, что в будущем все становится более цифровым, но я все еще хотел бы переходить от одной дисциплины к другой", - говорит Сабо. "Я думаю, что это естественная прогрессия для людей, которые хранят физические предметы, но также хотят иметь цифровую версию с потенциальной возможностью инвестирования". 

Сабо добавил: "Цифровая работа может расширить историю физического объекта... этакая маленькая вишенка на вершине". 

Когда речь идет об историческом искусстве, НФТ также можно использовать для расширения знаменитых произведений, а не для их замены, считает основатель и генеральный директор Web3 стартап-платформы Appreciator.io Эмили Чунг. Она возглавляет первый проект NFT по искусству Ван Гога в сотрудничестве с Фондом мест Ван Гога, который будет запущен в отеле Mandarin Oriental в Гонконге 10 октября. 

В рамках сотрудничества будут продаваться NFT, основанные на работах Ван Гога, а вырученные средства пойдут на сохранение наследия Ван Гога и развитие художников, сказал Чунг. 

По ее словам, сожжение "Fantasmones siniestros" Фриды Хало стало "душераздирающим моментом" для мира искусства. Вместо этого Appreciator.io хочет использовать NFT для воссоздания и вдохновения новой аудитории искусства.

Чунг добавляет: "Речь должна идти о том, как мы можем использовать эту технологию во благо, используя ее для создания ценности для учреждений культуры, для сохранения культурного наследия, а также для расширения творческого потенциала и рассказа об истории искусства". 

Источник